Культура

Эйзенштейн-пионер в киноискусстве

22 января, 122 года назад родился величайший советский режиссёр Сергей Эйзенштейн.

Родился Сергей Михайлович в Риге, в семье гражданского инженера. С детства мальчик увлекался фотографией и карикатурой.

После Октябрьской революции (которую он принял не сразу) Эйзенштейн всерьёз увлёкся искусством, в частности архитектурой театра. В Институте гражданских инженеров организовали штаб милиции, куда записался и Эйзенштейн. Ещё весной 1917 года он был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. 18 марта 1918 года вступает в Красную Армию, и с 20 сентября того же года по август 1920 в составе 6 Действующей армии разъезжает и живёт в агитпоездах по северо-востоку России. 

Почти два года разъезжая с эшелоном, Эйзенштейн побывал также в Холме, Великих Луках, Полоцке, Смоленске, Минске, а также в Витебске проездом. С собой он возил очень много книг. За это время он вёл подробнейшие дневники, где записывал свои путешествия, размышления об искусстве и театре в частности. Вместе с тем он работал художником-декоратором в театральных коллективах Красной Армии. 

В 1920 году, во время советско-польской войны, будучи на Минском фронте, Эйзенштейн познакомился с преподавателем японского языка. Новый язык понравился ему, и он с головой окунулся в его изучение. В последствии он познакомился с различными японскими поэтами и вдохновлялся новшествами японского театра и культуры страны в целом.

После подписания мирного договора с Польшей Эйзенштейн поехал в Москву с намерением поступить в Академию генерального штаба и стать переводчиком. В городе он поселился в одной комнате с Максимом Штраухом, его давним другом, с которым он был знаком ещё с шестилетнего возраста, и после прожил в ней много лет. Вскоре Эйзенштейн бросил изучение японского и устроился на работу в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. 

В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ), возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом, но продолжал работать в Пролеткульте. Сергей Михайлович вдохновлялся своим учителем, многое в искусстве он перенял именно у него. Молодой декоратор работал над постановкой Валентина Смышляева «Мексиканец» по новелле Джека Лондона. Вообще он неоднократно посещал Мексику и собирал много экспонатов для коллекции с этих мест. К сожалению, говорят, что одна из его мексиканских картин так и не была закончена. Правительство СССР хотело вернуть талантливого режиссёра из-за боязни последнего бегства за границу.

После Эйзенштейн работал ещё над несколькими постановками, среди которых свободная интерпретация пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». 

Он был не только режиссёром театра и кино, художником и сценаристом, но и теоретиком искусства (он открыл много форматов и стилей съёмки) с мировым именем, работами которого вдохновлялись очень многие режиссёры во всем мире. Созданная им очень сложная теоретическая база фильмографии до сих пор является основой для современных режиссёрских вузов. Вступительные экзамены по его материалам были непосильной задачей для абитуриентов.

Также он является заслуженным деятелем искусств РСФСР (1935), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946), 
профессор ВГИКа, доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

P.S. К счастью, я сам побывал в Музее кино (ВДНХ, павильон № 36) на выставке, посвящённой ему. Советую всем посетить экскурсию.


Режиссёр таких картин, как:
1923 — Дневник Глумова 
1924 — Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки») 
1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год») 
1927 — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир») 
1929 — Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтегю и Хансом Рихтером) 
1929 — Старое и новое («Генеральная линия») 
1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale 
1931 — Землетрясение в Оахаке (документальный) 
1931 — Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г.Александровым) 
1933 — Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный) 
1933 — Буря над Мехико 
1934 — День смерти / Death Day (короткометражный) 
1935—37 — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем) 
1938 — Александр Невский 
1940 — Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым) 
1941 — Мексиканская симфония / Mexican Symphony 
1941 — Свободная земля / Land of Freedom 
1941 — Идол надежды / Idol of Hope 
1941 — Обретение креста / Conquering of Cross 
1941 — Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером) 
1944 — Иван Грозный (1-я серия) 
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года 
1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия) 

Источник: группа «История кино»

Популярные новости

Лента новостей

Вверх