В газете «Сигма плюс» вышла статья Дмитрия Сатанова «На той войне незнаменитой…», посвящённая 80-летию начала советско-финской войны. Написано интересно, лично я узнал много нового об участии ярцевчан в той зимней кампании 1939 года.
Вот только не могу согласиться с акцентами, расставленными в этой статье. Такое впечатление, что Сатанов, безусловно, талантливый журналист, является «перестроечным» автором, который пишет в конце 80-х и целью которого является очернение Советского Союза. Ну ладно, авторы тех лет получали зарубежные гранты, гнались за славой. А чего добивается Сатанов? Неужели не понимает, что нет ничего глупее, чем бросать тень на свою страну, да ещё и не за понюх табака? Автор буквально смакует, как финны «громили» Красную армию. Смутил и тезис об агрессивной войне. Вот цитата: «Советский Союз был признан страной-агрессором, за что в декабре 1939 года СССР исключили из Лиги Наций».
Причём Д. Сатанов сам же пишет, что «отношения Советского Союза и Финляндии ещё с революции были напряжёнными, что вылилось в целый ряд вооружённых конфликтов». Так и было. Россия во главе с Владимиром Лениным предоставила независимость Финляндии, а соседи, проявляя чёрную неблагодарность, почти сразу же стали преследовать русских, провоцировали пограничные конфликты.
По тому же пути пошли сегодня прибалтийские страны. Получив независимость, тут же приняли законы, ущемляющие права русских, вступили в агрессивный блок НАТО, дали добро на размещение иностранных военных баз на своей территории. На днях генсек НАТО объявил, что их главный враг – Россия. Речь об «общеевропейском доме» больше не идёт.
Но вернемся к довоенной Финляндии. Граница с ней проходила в 30 километрах от Ленинграда. Прекрасно понимая, что война с гитлеровской Германией неизбежна, Правительство СССР, Генеральный штаб РККА поставили перед соседями вопрос о том, чтобы «отодвинуть границу подальше от Ленинграда и разместить свои военные базы на финских островах Гогланд, Лаавансаари, Тютярсаари и Сейскари. Финнам даже предлагали обменяться территориями на выгодных условиях, но они отказались».
Нельзя с позиций сегодняшнего дня судить о событиях того времени. Сатанов это вроде бы понимает: «Так сложилось, что мы мало знаем об этой странной войне. Возможно, сложилось бы иначе, но разразившаяся вскоре Великая Отечественная своим многомиллионным горем отодвинула на второй план всё, что было «до». До войны. Так старики вспоминают былые годы и в их воспоминаниях война — словно временной маркер, всю свою жизнь они делят на «до» и «после». «Это было давно, ещё до войны!» — говорят старики. А что было до войны? Подразумевается, что мир. Но мира не было: до войны … тоже была война».
До Великой Отечественной была не одна война, а много. Вообще, считаю, что правы те историки, которые предлагают пересмотреть временные рамки Второй мировой войны и датировать её начало не 1 сентября 1939 года, а гораздо раньше. На Дальнем Востоке Япония вторглась в Китай в начале 30-х годов. В Европе Австрия была захвачена Гитлером в марте 1938 года, через год такая же участь постигла и Чехословакию. А события на озере Хасан и на реке Халкин-Гол в те же годы? Это была полномасштабная война с Японией!
Немецкая военная машина с одной стороны и японская с другой, подкатывали к границам СССР. Не имели мы права благодушно взирать на это грозное движение. И хорошо помним, что 16 июля 1941 года между городами Ярцево и Москвой не было наших войск и оборонительных сооружений. Судьба страны и народа висела на волоске.
А теперь подумаем, что значили для нас лишние 200 — 300 километров, на которые СССР и мудрый Сталин отодвинули границу в 1939-ом, «агрессивно» захватив Западную Украину и Западную Белоруссию, часть Румынии (Бессарабия), часть Финляндии (до Выборга), если средний темп движения немецких войск в первые недели войны составлял 30 километров в день?
Если бы Ленинград, как и прежде, находился в 30 километрах от границы, то на второй день войны по нему можно было бы стрелять из гаубиц, а на третий войска противника вышли бы на окраину города. Но границу вовремя отодвинули на 120 километров, и наши военно-морские базы на входе в Финский залив не дали немецким крейсерам в упор расстреливать Ленинград с моря. И если бы не эти «лишние» 200-300 километров, на которые в 1939 году была отодвинута граница в Западной Белоруссии, то к 16 июля 1941 года германские войска вполне могли стоять не у города Ярцево, а у ворот Москвы. Случись непоправимое, и не баварским пивком мы сегодня баловались бы. Русскому, украинскому, белорусскому, еврейскому, цыганскому народам по плану «Ост» было отказано в праве на жизнь. Только в одной Смоленской области было уничтожено 430 000 мирных жителей!
И мне, честно говоря, плевать на оценки сегодняшней «либеральной тусовки». Пусть считают войну с Финляндией агрессивной со стороны СССР, но другого выхода у нас не было. Финны ведь не хотели решать вопрос миром.
Сатанов приводит строки из замечательной поэзии А. Твардовского. А я приведу слова В. Высоцкого «не по теме»:
Со мною нож, решил я: — Что ж,
Меня так просто не возьмешь.
К чему задаром пропадать?
Убежден, не зря воевал в той зимней кампании 1939 года мой дед, красноармеец С. Бухалов, не зря отдали свои жизни ярцевчане Г. Сафонов, А. Долотовский, А. Азаров (или Азаренков, в документах неразборчиво), П. Ковалев, Ф. Васин, Е. Фадеев, С. Внученко, Н. Игнатенко (или Игнатенков). А нашему земляку Евгению Михайловичу Рудакову за бой у поселка Люпикко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Может, хватит уже поливать наших героических предков помоями? Пора остановиться и начать мыслить трезво, рационально. Те же США в XX веке 49 раз нагло вторгались в другие страны, но никто об этом почему-то не вспоминает. Давайте уважать свою историю и самих себя.
Юрий Бухалов,
внук участника финской войны С. Бухалова.
г. Ярцево.