');
Общество

2021 год — вступаем в эпоху застоя

В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении и, скорее всего, примет, законопроект о просветительской деятельности. В нем предлагают регламентировать (способ пока неизвестен) всю просветительскую деятельность, под определение которой попадает буквально все, от блога до научно-популярной лекции. Также законопроект предусматривает согласование с чиновниками всех мероприятий и видов сотрудничества с иностранными гражданами и организациями для всех образовательных учреждений.

Против инициативы неоднократно высказывалось научное сообщество, подписываются петиции, но авторы закона только обвиняют противников в пособничестве неким «иностранным агентам».

Авторы закона считают: то, что это сфера не подконтрольна — большое упущение, и велик риск распространения антироссийской пропаганды среди школьников и студентов при международном сотрудничестве.

Научное сообщество, академики Российской академии наук (РАН) и популяризаторы науки выступили против принятия проекта. Они считают, что проект не только дублирует уже существующие в законе нормы, которые обозначены в Уголовном кодексе, но и физически нереализуем — бюрократический аппарат не сможет контролировать все просветительские проекты, их просто слишком много. Но эти выводы никого не убедили — законопроект принят в первом чтении.

Законопроект предусматривает регламентирование просветительской деятельности. И подразумеваются не школьные или университетские программы, которые лицензируются, а просветительская деятельность вне учебных программ.

Определение «просветительской деятельности» в законе весьма расплывчатое. «По сути, под такое определение подпадают любая публичная лекция, тренинг, интервью с ученым, любая коммуникация эксперта с обществом в целях распространения идей, знаний, навыков», — рассказал доктор юридических наук, директор юридического института «М-Логос» Артем Карапетов.

По его мнению, законопроект делегирует Правительству России полномочия издавать нормативные правовые акты, которые могут регулировать детали просветительской деятельности. «Если этот проект будет принят, вскоре появится постановление Правительства РФ, в котором уже теоретически могут быть закреплены те или иные дополнительные ограничения», — объясняет юрист. — «До необходимости получения предварительного разрешения на публикацию любого ролика о средневековых войнах или проведение научного круглого стола юристов с обсуждением вопросов семейного права вряд ли дойдет, но по нынешним временам уже ничего исключить нельзя».

В-третьих, проект предлагает обязать образовательные организации предварительно согласовывать с чиновниками любые договоры с иностранными организациями и гражданами, прикрываясь при этом противодействием «противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде». И это предложение настораживает научное сообщество больше всего.

Российским вузам в случае принятия закона придется получать одобряющие заключения от федеральных органов для любого международного сотрудничества из-за «недопустимости негативного иностранного вмешательства».

«Например, если институт решит пригласить на конференцию иностранного профессора, направить своих студентов на стажировку в иностранный вуз, организовать международную конференцию в партнерстве со, скажем, итальянским университетом, разработать и запустить совместную образовательную программу, подключиться к международному исследовательскому проекту и т.п., он должен обязательно направить чиновникам в соответствующем министерстве запрос на согласование», — комментирует Артем Карапетов.

Конкретно предсказать, как законопроект повлияет на людей, которые организовывают кружки, проводят лекции и мастер-классы или просто снимают ролики на YouTube, пока очень сложно — никаких подзаконных актов Министерства тоже не издавали.

Это не совсем нормальная ситуация, когда парламент хочет принять кусочек закона, который непонятно как будет действовать. Это вызывает большое беспокойство.

На портале Change.org создана петиция против пакета поправок о просветительской деятельности. На момент публикации ее подписали более 150 тысяч человек. Там тоже отмечается, что несмотря на критику проекта со стороны известных ученых, популяризаторов, научных журналистов, включая выступления на слушаниях в Общественной палате в конце декабря, документ прошел первое чтение в Госдуме.

Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия, расового, социального или иного превосходства и так запрещены в Уголовном кодексе России. Нормы, изложенные в законопроекте, дублируют уже действующие законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности».

Многих независимых экспертов также настораживает указание в законопроекте на побуждение к действиям, противоречащим Конституции. Учитывая расплывчатость многих положений Конституции РФ, а также появления в ней ряда странных лозунгов в рамках реформы 2020 года, в практике могут появиться очень неожиданные выводы в отношении того, что Конституции противоречит. Возможно правильнее было бы говорить только о том, что в процессе осуществления просветительской деятельности нельзя допускать нарушения уголовных ограничений свободы слова.

А один из авторов законопроекта Андрей Климов (естественно из партии «Единая Россия»)  обвинил всех противников законопроекта в неосознанном пособничестве «зарубежным силам». Сенатор заявил, что запрещенное в России Исламское государство и другие подобные организации «тоже считают, что занимаются просвещением». На претензии к размытым формулировкам законопроекта Климов ответил, что с опасной, по его мнению, деятельностью пока не удается бороться «прямыми четкими, прозрачными способами».

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');