В состав муниципального образования «Шумячский район» входит семь сельских муниципальных образований и одно городское поселение, полномочия Администрации которого в 2016 году переданы на районный уровень. Все они самостоятельные независимые юридические лица и Администрации района и районному Совету депутатов не подчинены и неподотчетны. У многих жителей района, я думаю, сразу возникнет вопрос: как это так и почему – район ведь один? Попросту говоря, район как бы поделен на семь «независимых княжеств». Все это сделано в соответствии с Федеральным Законом № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях предоставления большей самостоятельности в вопросах социально-экономического развития территорий населению, проживающему в этих муниципальных образованиях, согласно закону, администрации и Советы депутатов сельских поселений наделены определенными полномочиями. Вышеупомянутый закон действует с 6 октября 2003 года. Я не ставлю своей целью давать оценку тому, что дало местное самоуправление за прошедшие восемнадцать лет населению нашего района. Каждый из нас сам видит произошедшие изменения.
С приходом в район в 2019 году главы муниципального образования «Шумячский район» А.Н. Васильева в поселке и районе произошли заметные положительные изменения. Поселок на глазах преобразился. Заасфальтированы давно требующие ремонта улицы, отремонтированы старые тротуары и обустроены новые. Преобразились парки. Многое сделано по ремонту школ и детских садов. Благоустроена территория центральной районной больницы. Построены два современных фельдшерско-акушерских пункта. Проведена реконструкция территории возле братского захоронения в п. Шумячи. Ремонтируются теплотрассы и водопроводная сеть. С каждым годом расширяются посевные площади сельскохозяйственных культур. Чего не скажешь о положении дел в сельских поселениях. Особенно в вопросах жизнеобеспечения населения и решении социальных вопросов. На первом плане стоит проблема обеспечения населения водой. Это постоянная головная боль и страдания людей. За последних двадцать с лишним лет построен только один водопровод в д. Ворошиловка.
Полномочия по водоснабжению населения законодательно возложены на администрации сельских поселений. Фактически же обслуживанием и ремонтом водопроводных сетей занимается муниципальное предприятие (МУП МТС), учредителем которого является Администрация района. Сельские администрации оказывают определенную помощь обслуживающей организации в ремонте водопроводов. Но это не решает проблему и не покрывает затраты на обслуживание сетей. Администрация района из своего бюджета не может выделять средства на ремонт и обслуживание водопроводов. Этот вопрос неоднократно обсуждался как в самой Администрации, так и за круглым столом с участием депутатов районного Совета депутатов. Но он так и не решен: главы сельских поселений не могут найти приемлемое для них решение. И считают, что их полномочия по водоснабжению населения надо передать районной Администрации. Это, конечно, можно сделать, если внести изменение в федеральный закон. Но чем тогда будет заниматься местная власть?
Более того, водопроводные сети и башни ни в одном сельском поселении до конца юридически не оформлены, артезианские скважины не обустроены. А это прямая обязанность местной власти.
Надо признать, что кто бы ни обслуживал водопроводы, проблему водоснабжения населения одним латанием дыр в отслуживших свой срок водопроводах не решить. Необходимо строить новые. Для этого, прежде всего, требуется изыскать денежные средства и подготовить проектно-сметную документацию. Эта задача, опять же, наших сельских администраций, но, как всегда, вопрос упирается в деньги. Практически всегда в конце года в каждом поселении остаются неосвоенные бюджетные средства, до миллиона и больше. Почему бы эти деньги, где это возможно, не использовать для изготовления проектно-сметной документации?
Правительством РФ принята программа по развитию сельских территорий. Она предусматривает выделение из федерального бюджета средств для решения проблем села, в том числе и водоснабжения. Но ни одно из сельских поселений нашего района в этой программе не участвует. Почему? Прежде всего, это непонимание главами поселений той ответственности за судьбу села, какую на них возложили избиратели. Одной же из основных причин сложившейся тупиковой ситуации в решении социальных вопросов на селе, на мой взгляд, является законодательно закрепленная разобщенность и неподчиненность администраций сельских поселений органам власти района. Ведь с первого дня образования района (1929 год) работа сельских Советов всегда координировалась и направлялась районным исполнительным комитетом.
Исходя из сложившейся ситуации, считаю необходимым для более оперативного решения социально-экономических вопросов в интересах населения и эффективного использования бюджетных средств провести реорганизацию органов местного самоуправления района. То есть сократить количество муниципальных образований и объединить их в единый муниципальный район или округ. Это позволит сделать район более управляемым и сэкономить значительные финансовые средства за счет сокращения управленческого аппарата и других непроизводственных затрат. Появится возможность аккумулировать высвободившиеся бюджетные средства поселений и направлять их на решение проблем сельских территорий.
Кстати, в районах нашей области (кроме Смоленского и Шумячского) уже прошло второе объединение сельских поселений. Так, в соседнем Ершичском районе из девяти поселений осталось четыре.
Какой смысл иметь семь поселений, полномочия которых не обеспечены финансированием? Из-за чего они и не могут в полной мере исполнять свои обязанности. И все это происходит при постоянно убывающей численности населения. Вот и получается — у семи нянек дитя без глазу. Также считаю необходимым провести работу по преобразованию п. Шумячи в село. Что позволит привлечь дополнительные федеральные бюджетные средства для развития районного центра и увеличить заработную плату отдельным категориям работников.
Владимир КРУПЕНЁВ,
депутат Шумячского районного Совета депутатов