В последнее время все больше социальных программ сокращаются или ликвидируются вовсе. Даже те, что мы унаследовали из Советского Союза, незыблемость и неприкосновенность которых никогда не вызывала сомнений. Однако то, что мы всегда считали логичным и защищающим права детей, подверглось реформированию не в лучшую сторону. Так произошло с дополнительным образованием.
«Внешкольное образование работает в России с конца XIX века. Мы уже привыкли, что есть бесплатные кружки, при желании можно записаться на платные. С 1 сентября 2019 года ввели сертификаты персонифицированного финансирования и Навигатор. Что мы получим от нововведения? Не придется ли теперь доплачивать за занятия?»,—так начинается описание реформы на сайте Навигатора дополнительного образования Смоленской области.
Суть этого нововведения состоит в том, чтобы каждый ребенок в возрасте от 5 до 18 лет получил средства из бюджета на лицензированные секции и кружки, в том числе и на платные. Подробнее со всеми условиями можно ознакомиться на официальном сайте навигатора дополнительного образования Смоленской области. На первый взгляд условия получения услуги прозрачны и просты, если не углубляться в суть проблемы. Современный и удобный сервис регистрации детей, выделенные средства появляется сразу после оформления пакета документов и активации сертификата. Однако разберемся пошагово.
После оформления заявки нужно распечатать и заполнить кипу бумаг для предоставления по месту последующего обучения. Но это меньшее из зол…
Сумма средств, выделяемая на каждого ребенка, в Смоленской области составляет 3800р. Размер номинала определяют муниципальные власти. А теперь о главном! Если раньше дети могли получать в одном учреждении дополнительного образования сразу несколько услуг, другими словами посещать секции и кружки для расширения кругозора, духовного и культурного обогащения, то нововведение лишает этого наших детей. Дело в том, что того самого номинала хватает лишь на один, выбранный родителями или детьми вид услуги! Если оформить заявки на несколько секций, то они пройдут, но после выделения средств, Вам придется выбирать. Если центр творчества, выбранный Вами из соображений удобства, близости к дому или по другим причинам содержит в себе те кружки и секции которые хотелось бы посещать с ущербом для собственного кошелька, т.е. на платных условиях, чего не было раньше, теперь это не представляется возможным. Например, активный ребенок, который может посещать несколько кружков теперь идет в другие заведения, увеличивая расходы семьи, и сокращая свое свободное время, которое уходит на беготню между учреждениями. Но это еще не все минусы данной реформы. Ведь в этой ситуации страдают не только дети — наша надежда и будущее, чьи права закреплены в новой конституции. Самый сильный удар приходится по педагогическому составу. Ведь исходя из новых правил кружки и секции, менее востребованные родителями и детьми не получат финансирования и канут в лету, а соответственно и педагоги лишаться рабочих мест, увеличивая в области количество безработных.
Исходя из всего вышеизложенного, возникает ряд закономерных вопросов: «А в чем преимущества данной реформы? Лишь в том, что мы можем сидя на диване записать ребенка на кружок? В том, что отчисляя каждый месяц налоги в казну, наши дети становятся все более ограниченными? Как руководителям, проработавшим в своих учреждениях десятки лет смотреть в глаза своим подчиненным, которым придется вручать приказ об увольнении? ,—да, и самый главный вопрос,— куда уходят деньги тех детей, которые по каким-либо причинам не использовали свой номинал?»
Екатерина Басова