ИА REGNUM опубликовало рейтинг протестной активности регионов РФ, подготовленный АНО «Институт региональной экспертизы». Все регионы разделены на четыре группы: «красную» — где всё довольно тревожно, «оранжевую» — там протест заметен, но определяющей роли не играет, «жёлтую» и «зелёную» — по мере убывания протестных настроений.
Анализ протестной активности в регионах России в первом месяце текущего года позволяет выделить десять основных направлений общественного протеста, которые проявлялись в двух и более регионах.
«Мусорный протест». Тема мусора стала ключевой в начале текущего года. Митинги и пикеты прошли более чем в десяти регионах. Причём наиболее крупные акции состоялись уже 3 февраля и хронологически не попали в данный рейтинг. Особенно высокий уровень общественной напряжённости «мусорная проблема» создавала в Архангельской и Тамбовской областях, в Приморском крае.
Протест против возможной передачи Курильских островов Японии. Протестные акции были инициированы «Левым фронтом» при достаточно широкой общественной поддержке и прошли в нескольких регионах России. Наибольший резонанс данная тема получила в Москве и в регионах Дальнего Востока.
Выступления против пенсионной реформы. Данный протест развивался в январе в форме пикетирования, что объективно снижало к нему внимание со стороны СМИ. Тем не менее, общественное движение «Суть времени» сумело организовать протестные акции более чем в двадцати регионах страны (Москва, Свердловская область, Татарстан и др.).
Протестные акции, направленные на привлечение внимания к антисоциальной, по мнению протестующих, политике правительства. Как правило, обозначались как митинги или пикеты «против политики власти». Акции, посвящённые этой проблеме, прошли в нескольких регионах (Воронежская, Волгоградская области и др.). Организатором выступила КПРФ, но в целом мероприятия были не скоординированы друг с другом.
Забастовка водителей большегрузов, перевозящих зерно. Протест затронул южные регионы России, наиболее остро проявившись в Ростовской области. Протестующие недовольны низкими ценами на транспортировку зерна, что вкупе с работающей системой «Платон» делает перевозку невыгодной. В рамках данного протеста дальнобойщики вновь заявили о себе как о потенциально влиятельном протестном субъекте.
Пикеты и шествия в защиту политических заключённых и памяти жертв политических репрессий. Были приурочены к десятилетию со дня убийства журналистки Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова. Организованы «Левым фронтом» и «Яблоком». Мероприятия прошли в нескольких регионах (Волгоградская, Пензенская области, Севастополь и др.), но были немногочисленными по охвату. Сюда же можно отнести и пикеты с требованием освобождения ростовской активистки «Открытой России» А. Шевченко.
Протестные акции, посвящённые проблемам ведения городского хозяйства. Проходили, как правило, в форме митингов и стихийных сходов граждан. Чаще всего были связаны с неудовлетворительной работой системы ЖКХ в том или ином районе, протестом против повышения оплаты проезда в транспорте. Ряд кейсов был связан с нежеланием горожан отдавать под застройку рекреационные зоны (Свердловская область, Краснодарский край и др.).
Забастовка таксистов, в том числе работающих с агрегатором «Яндекс.Такси». Требование — повышение стоимости оплаты проезда и трудовой защищённости. Забастовка охватила несколько регионов (Ростовская и Оренбургская области, Бурятия), но не вызвала сочувствия в общественном мнении.
Пикеты вкладчиков Азиатско-Тихоокеанского банка. Прошли в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока. Наиболее значительные акции — в Иркутской и Амурской областях. Требования — вернуть вложенные средства. Акции были скоординированы друг с другом по времени, но не вызвали серьёзного отклика СМИ.
Пикеты против преследования ЛГБТ-активистов в Чеченской республике. Пикеты были организованы ЛГБТ-сообществом и прошли в нескольких регионах России. В некоторых субъектах имели место инциденты с представителями других социальных групп (например, в Ростовской области с казаками).