В наши смутные времена стало модным из сомнительных личностей, «пострадавших» от Советской власти за контрреволюционную деятельность или уголовные деяния, изображать героев или святых людей.
В г. Вязьме появилась некая инициативная группа, предлагающая назвать одну из площадей райцентра именем епископа Макария – черносотенца, антисемита, заговорщика и контрреволюционера.
Что на самом деле это за личность, явствует из расследования А.Н. Пугачева, члена Союза краеведов России.
СПРАВКА
ЕПИСКОП МАКАРИЙ (в миру Михаил Васильевич ГНЕВУШЕВ (1858 -1918)).
Придерживался правых политических взглядов. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, являлся одним из лидеров черносотенного движения, в 1906-1908 годах был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания. Выступал с резкими антисемитскими заявлениями. В 1906 – 1907 годах – руководитель Киевского союза русских рабочих.
В 1908 году, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь. Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Ивана Восторгова.
В 1909 году переведён настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Его деятельность в качестве настоятеля монастыря неоднократно критиковалась в газетах, на архимандрита подавали жалобы в Синод (в том числе с обвинениями в растрате монастырских денег и финансовых махинациях), но безрезультатно.
12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 21 августа 1918 г. в Вяземский уездный Совет депутатов от жителей Вязьмы пришло ультимативное письмо с категоричным требованием не выселять епископа Макария из зданий Иоанно-Предтечева монастыря. После получения данного воззвания Вяземская ЧК предприняла своевременные меры к ликвидации намечаемого в городе мятежа. В ночь с 21 на 22 августа путем колокольного набата в г. Вязьма началась попытка антисоветского, то есть антиправительственного восстания. Организаторы восстания во главе с епископом Макарием 22 августа 1918 года были арестованы, а затем епископ Макарий был этапирован в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска,
Реабилитирован 14 апреля 1993 года Прокуратурой Смоленской области. В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви за границей канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти). Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Из приведенной краткой биографии Епископа Макария (в миру М.В. Гневушева) видно, что он являлся крайне правым политиком с черносотенными взглядами (по сути, антисемитскими), занимался разжиганием межнациональной вражды в дореволюционной России. В тот же период в его адрес выдвигались обвинения в нечистоплотности в растрате монастырских денег. При новой власти в г. Вязьме стал одним из участников антиправительственного восстания, за что последовал его арест и расстрел.
В 1981 г. Русская православная церковь за рубежом епископа Макария канонизировала. Как известно, в годы холодной войны с СССР РПЦ за рубежом выступала с резко антисоветских позиций (ранее поддержав военную агрессию гитлеровской Германии против СССР). Канонизацию епископа Макария за границей можно по праву расценивать как один из таких антисоветских шагов.
Реабилитация и канонизация епископа Макария произошла в РФ лишь при изменившемся общественно-политическом строе.
Из биографии епископа Макария (в миру М.В. Гневушева) следует, что особых заслуг перед Россией и Смоленской областью он не имеет. Если он и реабилитирован, то все равно его личность и политическая деятельность вызывает большие сомнения.
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (статья 14). Однако в Администрации Смоленской области 29 июня 2018 г. в рамках предстоящего в этом году празднования 1030-летия Крещения Руси обсуждалось предложение о присвоении в Вязьме одной из площадей имени епископа Макария. Исходя из вышеизложенного, называть его именем одну из площадей в г. Вязьме нецелесообразно.
Подготовил член Союза краеведов России А.Н. Пугачев