');
Общество

Антиконституционно

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», принятый Федеральным собранием РФ, в части, предусматривающей поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет – до 65 для мужчин и 60 для женщин, является прямым нарушением Конституции РФ.

В Конституции РФ, в ч. 2 ст. 39, зафиксировано, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено (предусмотрено): «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет».
Однако, согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, однозначно запрещается: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Принятым Федеральным законом умаляются в сторону ухудшения права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет, что является прямым нарушением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Федеральный закон существенно ущемляет права будущих пенсионеров, а следовательно, вступает в противоречие с Конституцией РФ.
Нарушаются и права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции РФ Федеральное собрание РФ не может изменять указанные выше статьи глав 1 и 2 Конституции РФ, не нарушая Конституцию РФ.
Более того, в современных кризисных социально-экономических условиях не только неправомерно, но и ошибочно проводить «реформирование» пенсионной системы в части повышения возраста выхода на пенсию, вызывающего разочарование народа, и чревато негативными социальными и политическими последствиями. Об этом свидетельствуют, в частности, последние выборы в регионах страны. Градус социальной напряженности все более возрастает.
Наряду с антиконституционностью повышения пенсионного возраста нами неоднократно обосновывалось, что эта реформа не несет в себе никакой социальной нагрузки и позитивного влияния на развитие экономики, кроме проявления негативного макроэкономического эффекта, автоматического снижения мотивации к росту производительности труда, техническому перевооружению производства, роста безработицы. В конечном счете это еще более углубит кризис пенсионной системы со всеми вытекающими из этого последствиями. И никакие угрозы введения «уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста» российских работодателей не остановит.
2 октября президент РФ В. Путин провел совещание с членами правительства, на котором обсуждались основные направления деятельности кабинета министров на период до 2024 года, проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в свете майского Указа (2018 г.), закрепившего национальные цели и стратегические задачи на перспективу.
Касаясь чувствительного для народа вопроса – пенсионной реформы, В. Путин признал, что «при планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий…», но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от мероприятий по изменению пенсионной системы, а, наоборот, правительство должно будет отфинансировать предложенные президентом поправки».
Действительно, все помнят, как при внесении проекта Федерального закона о повышении пенсионного возраста правительство пафосно заявляло о «положительном эффекте в течение нескольких лет». В частности, предусматривалось «сэкономить» в период с 2019 по 2024 год за счет повышения пенсионного возраста более 3 трлн рублей. Эти средства должны были пойти на повышенную индексацию пенсий, чтобы увеличить ее размер до 20 000 рублей в месяц.
В ходе совещания 2 октября вдруг выяснилось, что цена финансирования поправок, которые были внесены в ходе обсуждения законопроекта о пенсионных изменениях в Государственной думе, по заявлению первого вице-премьера – министра финансов РФ А. Силуанова, составляют… дополнительное выделение финансовых ресурсов из федерального бюджета 500 млрд рублей. Другими словами, по признанию В. Путина, «после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от этих мероприятий по изменению пенсионной системы, а наоборот» – экономика понесет существенные убытки.
Возникает вполне резонный вопрос: что же творится в Российском государстве? Какова позиция гаранта Конституции РФ – президента РФ В. Путина, юриста по профильному образованию, на реализацию антиконституционного Федерального закона, не несущего в себе позитивного влияния на развитие экономики?
Наверное, было бы более целесообразным в сложившихся кризисных социально-экономических условиях, если бы президент РФ наложил вето на принятый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вернул бы его Федеральному собранию РФ на доработку.
Однако произошло обратное. Не успел Совет Федерации РФ 3 октября проголосовать за закон, повышающий пенсионный возраст, как пресс-служба Кремля немедленно сообщила, что «президент России Владимир Путин подписал закон». Куда спешим? Странная поспешность.
Между тем Федеральный закон с положениями о повышении пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин до 65 лет в рамках, не противоречащих действующей Конституции РФ, мог бы быть принят только в двух случаях.
Во-первых, путем проведения всенародного референдума, на котором граждане России могли бы определиться, согласны ли они с повышением пенсионного возраста или нет. Если население одобрит такое повышение, то результаты референдума будут равнозначны конституционным нормам, также принятым всенародным голосованием. После этого повышение пенсионного возраста могло бы быть закреплено в Федеральном законе. Не понимаю: как юристы правительства допустили такой просчет?
С теоретической точки зрения в перспективе речь должна идти не о повышении, а об изменении пенсионного возраста (повышении либо снижении), принять которое следует на всенародном референдуме. При этом изменение сроков выхода на пенсию целесообразно осуществить после реализации важнейших национальных целей, сформулированных президентом РФ В. Путиным в его майском указе 2018 года, а именно: на базе ускорения технологического развития Российской Федерации увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 процентов от их общего числа; создание и модернизация к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; обеспечение ежегодного роста российской экономики как минимум на 4 процента и повышение производительности труда как минимум в  2–3 раза и на этой основе вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира.
Второе направление, если речь идет о повышении пенсионного возраста, возможно путем изменения Конституции РФ. Сформированное в соответствии с п. 2 ст. 135 Основного закона Конституционное собрание, могло бы уточнить конституционные права граждан, соответствующие этому изменению.
С позиции научной экономической теории и позитивной мировой практики только реализация мер, сформулированных президентом В. Путиным в мартовском (2018 г.) Послании Федеральному собранию РФ и его майском Указе, которые реализовали бы назревшие социально-экономические проблемы страны, в том числе и повышение    качественно-количественных показателей пенсионного обеспечения граждан России, и способствовали бы реальному изменению возраста выхода на пенсию.
Однако коль скоро гарант Конституции РФ В. Путин, вопреки мнению народа, спешно подписал закон о повышении возраста выхода на пенсию, которым умаляются в сторону ухудшения права и свободы человека и гражданина, в целях защиты основ конституционного строя депутаты Государственной думы от фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» могли бы обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о нарушении конституционных прав и свобод человека принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в части, предусматривающей поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет – до 65 для мужчин и 60 для женщин.

Ю. ВОРОНИН,

доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя Верховного Совета РФ (1991–1993); депутат Государственной думы (второго созыва); аудитор Счетной палаты Российской Федерации (2000–2004

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');