Недавно в Смоленский областной комитет КПРФ был доставлен документ под названием «Открытое письмо — избавьте от «заботы». Его авторы предъявляют претензии коммунистам Десногорского городского отделения КПРФ, которые требуют от руководства АО «Концерн Росэнергоатом» возврата в муниципальную собственность ряда дорогостоящих объектов недвижимости социального, культурного и бытового назначения. Наши активисты обоснованно считают, что концерн незаконно удерживает в своем ведении не принадлежащие ему здания бывшего Дворца молодежи, в котором в настоящее время находится «Реабилитационно-оздоровительный и досуговый центр Смоленской АЭС»; бывшего Дома культуры «Нейтрино», где в настоящее время расположен «Центр информации и связей с общественностью Смоленской АЭС»; бывшего детского сада «Золотой ключик», в настоящее время отведенное под «Информационно-аналитический центр Смоленской АЭС»; помещения бывшего Яхт-клуба, которые в настоящее время называются «Стоянка плавсредств Смоленской АЭС».
Именно эти объекты стали яблоком раздора противоборствующих сторон. Авторы послания настаивают на сохранении статуса-кво в данной ситуации, аргументируя это тем, что муниципалитет будет не в состоянии оплачивать их деятельность. Коммунисты считают по-другому.
С целью «поставить на место» Десногорский райком партии организаторы письма пускаются во все тяжкие. В частности, в присланном документе в достаточно оскорбительном и язвительном тоне утверждается о якобы нечестных и неправильных действиях коммунистов Десногорского городского отделения КПРФ и лично его руководителя Каравашкина Олега Алексеевича в отношении АО «Концерн Росэнергоатом». Поскольку одним из адресатов письма был указан руководитель региональной организации партии, то я, Кузнецов Валерий Венедиктович, как руководитель Смоленского областного отделения КПРФ, поручил организовать и провести проверку по данному заявлению, как по обстоятельствам его изготовления и подписания, так и по существу содержащихся в нем утверждений.
К вышеуказанному письму были приложены на отдельных листах списки с фамилиями, именами и отчествами, а также с подписями и номерами мобильных телефонов 1461 лица. При этом в самом письме подчеркивалось, что номера мобильных телефонов указаны с целью (цитата): «Чтобы в любой момент любой желающий мог убедиться в реальности существования нас, жителей Десногорска и нашей позиции». По моему поручению наши товарищи попытались разобраться в ситуации по существу. При наборе в порядке произвольной выборки номеров мобильных телефонов из вышеуказанного списка на протяжении нескольких дней часть набираемых абонентов на звонки не ответила, в результате общения с рядом лиц, до коих удалось дозвониться, установлено: подписи, которые «подложены» под вышеуказанное некорректное и сомнительное обращение, получены у части людей обманным путем, значительная группа подписантов даже не читала и не видела самого письма, а подписи оставила на отдельных листах и непонятно – за что. Подавляющее большинство подписантов не знают, кто такой Каравашкин, и впервые услышали его фамилию при нашем разговоре с ними по телефону, а между тем фамилия Каравашкина в крайне негативном, а порой просто издевательском контексте упоминается в данном «открытом письме» несколько раз. Повествуя о действиях коммунистов Десногорска, которые являются достойными членами Партии, правопреемника ВКП (б) – КПСС, построившей и создавшей и Смоленскую АЭС, и всю ядерную энергетику нашей страны, запустившей человека в космос, потерявшей на фронтах Великой Отечественной войны более 3 миллионов своих сыновей-коммунистов, авторы письма публично унижают и оскорбляют нашу партию, и делают это издевательски поучительно, заключая слово «коммунисты» в кавычки, обращаясь к нам «господа», применяя обороты «Каравашкин и К» и так далее. Это ярко свидетельствует о нечестности и непорядочности истинных авторов письма, организовавших людей на конфликт в целях собственных интересов.
При получении подписей был задействован так называемый «административный ресурс»: сбор шел через работников детских садов, у родителей детей, без дачи на прочтение текста письма и под благими предлогами, с устными пояснениями, которые в значительной мере искажали действительность или вообще полностью были ложными. Собирались подписи и в среде работников Смоленской АЭС, которые находятся в полной и прямой зависимости от своего работодателя. Ряд подписей не ставился теми людьми, от имени которых они произведены, о чем прямо заявляли собеседники при разговоре по телефону. Нашлись и среди подписантов «выдающиеся» люди: например, под номером 142 – бывший Глава муниципального образования «город Десногорск» Хоботов М.А., при нем-то как раз и НЕ БЫЛИ ПЕРЕДАНЫ, как того требует закон, в собственность муниципального образования объекты социального, культурного и бытового назначения, которым посвящено вышеуказанное письмо. При этом Хоботов М.А., будучи Главой муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, обещал (в нашем распоряжении имеются документы) работать над передачей объектов, НО – сейчас он работник Смоленской АЭС и его твердая позиция и слово офицера, которым он себя считает, мягко говоря – изменились.
Двум подписанткам «открытого письма» — работницам Смоленской АЭС, которые вознамерились «разобраться» в ситуации, было предложено встретиться в Десногорске с нашим товарищем – Новиковым И.В., он готов был обсудить их претензии и дать прочесть письмо, которое они якобы читали при подписании, но не смогли воспроизвести его содержания. И эти две женщины – Воскобойникова И.А. и Косенкова И.В. – сначала согласились на встречу в удобное для них время, затем раздумали, обе не явились, о причинах своей неявки не сообщили, а на многочисленные повторные звонки – перестали поднимать трубки. Это яркое доказательство того, что большая часть подписантов письма была обманута, а меньшая, в лице работников Смоленской АЭС и иных, зависимых от них лиц, – не заинтересована в каком либо объективном разбирательстве.
Не совсем по-мужски, по мнению руководства горкома, поступил и журналист газеты «Рабочий путь» А. Завьялов, который был в г. Десногорске, встречался с местными коммунистами, ему демонстрировались документы и подробно, со ссылкой на правовые решения, была доведена ситуация. Однако в своей статье он «опустил» самые важные и принципиальные моменты – о незаконности приватизации объектов, о которых идет речь в обращении, о том, что Концерн в любой момент может их продать, всех сотрудников – уволить, а занимающихся в секциях – разогнать. Помешать этому никто не сможет, никакая местная или областная власть, так как сейчас эти объекты – ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Газетная статья получилась однобокой, искусно обходящей «острые углы». Даже в Яхт-клубе он побывал, умолчав о том, что называется этот объект в настоящее время – «Стоянка плавсредств Смоленской АЭС» и там нет ни одной яхты. А ведь ранее, до концерновской «прихватизации», яхты там были. Их насчитывался не один десяток, и все они были уничтожены, когда объект перешел в собственность Концерна! Как были разогнаны и все секции парусного спорта, которые существовали в тогдашнем Яхт-клубе. Хотя, не исключаю, что мнение собкора «отрихтовали» его работодатели из газеты «Рабочий путь». Было бы удивительно, если «РП», как рупор власти, поддержал бы коммунистов.
Между тем, несмотря на установленный факт политической провокации, подделки подписей и обмана значительного числа граждан, подписавших вышеуказанное письмо, Десногорский горком партии доводит до жителей следующее:
Коммунисты города Десногорска – причем настоящие коммунисты, а не взятые в кавычки из текста письма, не используют «недостоверную или не полную информацию, вводя в заблуждение жителей города ради политического имиджа» (как утверждает противная сторона). Эти действия, напротив, совершают истинные «авторы» и «заказчики» подметного письма.
Суть проблемы такова: «Концерн Росэнергоатом» (далее — Концерн) был федеральным государственным унитарным предприятием, объединявшим ряд госпредприятий, к каковым относилась и Смоленская АЭС (далее — САЭС). Руководители Концерна тогда ещё только мечтали освободиться от госрегулирования и вырваться на рыночные просторы. Единственный путь к этой заветной цели – акционирование. Но для того чтобы встать на путь акционирования, нужно было передать на баланс города весь имущественный комплекс, необходимый и достаточный для самостоятельного функционирования городского хозяйства. И вот в 2004 году эта работа началась. Формированием перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения занимались специалисты филиала «Концерна Росэнергоатом» — Смоленской атомной станции и представители органов местного самоуправления.
К чести депутатского корпуса той поры, следует сказать: они пытались защитить интересы своих избирателей. Об этом говорит их обращение к главе администрации МО «Город Десногорск» М.А. Хоботову от 14 апреля 2004 года. Цитата: «Депутаты городского Совета считают, что передача объектов из федеральной собственности в муниципальную в существующем виде не может быть произведена. При решении данного вопроса должны быть учтены все вопросы жизнеобеспечения жителей города».
Депутатские комиссии посчитали, что Перечень требует доработки. По их мнению, в нём отсутствуют жизненно важные объекты, а именно:
— ДК «Нейтрино», Дворец молодёжи, пристройка к общежитиям 7, 12 и другие;
— объекты обеспечения города водой, теплоснабжением и водоотведением (КНС, рембазы, КНС-5, водозаборы, станции подкачки и другие);
— объекты, завершенные строительством, но не переданные эксплуатирующей организации (ЭлС) — ТП-24 8 мкр.;
— объекты производственного назначения, необходимые для проведения ремонтов (Асфальтовый завод);
— объекты защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
А постоянная депутатская комиссия по вопросам образования, культуры, спорта и молодёжи в своём протоколе от 06.05.2004 г. прямо рекомендовала горсовету запросить дополнительно предложения по Перечню во всех профильных комитетах администрации и дополнить перечень такими объектами, как ДК «Нейтрино», Дворец молодёжи, «Яхт-клуб», так как «город испытывает значительную нехватку помещений для секций и кружков».
И на все эти справедливые и законные требования глава МО «город Десногорск» М.А. Хоботов в письме на имя председателя Десногорского горсовета Е. Симкина отвечает, что обсуждаемый Перечень «согласован 1-м заместителем Министра РФ по атомной энергии Э. Е. Антипенко. В этом Перечне нет таких объектов, как ДК «Нейтрино» и Дворец молодёжи».
8 июня 2004 года состоялась внеочередная сессия горсовета, внимательно рассмотревшая вопрос «О Перечне объектов жилого фонда, объектов и инженерных сетей жилищно-коммунального назначения, объектов социально-культурного назначения, передаваемых в собственность муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области».
М. Хоботов сразу взял быка за рога. Он сказал, что Перечень рассматривался совместно с САЭС и добавил: «После принятия Перечень пойдёт в федеральные структуры».
Депутат В. Кейлер предложил включить в Перечень Дом культуры «Нейтрино» и Дом творчества (он же Дворец молодежи),
Депутат А. Артюх поинтересовался: «Когда будут оформляться договора? Речь идёт о сумме более миллиарда рублей». М. Хоботов его поправил: «Сумма по капремонту 660 млн. рублей».
Депутат И. Калинин выразил недоумение: «Протяженность всех инженерных сетей 64 000 м., по Перечню — около 40 000. Где остальное?»
Заместитель директора станции, депутат П. Лубенский заверил собравшихся: «Сейчас идёт работа по Перечню. А над тем, что не вошло, будем работать, искать, возьмём на баланс — это наша проблема».
В. Кейлер ещё дважды предлагал внести в перечень Дом культуры, но его не услышали и Перечень был принят за основу в неизменённом виде.
Согласованный депутатами Перечень № 1 ушёл в Минимущество, но был возвращён, как сказал М. Хоботов, для приведения в соответствие с нормами документооборота.
Вот тут-то и начинается ОБМАН, в результате которого город лишился ДК «Нейтрино», Дворца молодёжи, Яхт-клуба, детского сада «Золотой ключик» и проч.
В. Кейлер попытался как-то воспротивиться происходящему, спросив: «Договор (о передаче имущества в муниципальную собственность), который находится в стадии подписания, учитывает только Перечень №1, а как будет учитываться Перечень №2?»
Глава муниципального образования «Город Десногорск» Михаил Хоботов официально перед лицом всех депутатов уверенно заявляет: «Будут ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ».
Но, естественно, ни Перечня №2, ни каких бы то ни было допсоглашений к договору так и не появилось.
Обманутые депутаты дружно проголосовали за решение, в котором утвердили первоначальный, куцый Перечень, и направили его в Федеральное агентство по управлению имуществом для организации дальнейшей процедуры приёма-передачи.
Почему они поддались на обман? Не знаем. И версий никаких строить не будем. Приведём лишь дословную выдержку из протокола итоговой сессии:
«В. Г. Кейлер: Мы примем решение, потом будет подписан договор, и мы уже никак повлиять не сможем. Боюсь, что денег мы уже потом не увидим. Поэтому предлагаю хорошо подумать, прежде чем голосовать.
П. А. Лубенский: Есть определённая процедура передачи. Будет подписан акт. Без денег никто не останется».
А через четыре года вышеназванные городские объекты вошли в состав имущества, подлежащего приватизации, и перешли в частную собственность акционеров АО «Концерн Росэнергоатом».
Таким образом, объекты, созданные не частной структурой АО «Концерн Росэнергоатом», а советским народом и Советским государством, попали обманным путем в частную собственность.
Такое состояние дел опасно для всех жителей города и их детей, так как АО «Концерн Росэнергоатом» В ЛЮБОЙ МОМЕНТ может данные объекты продать или перепрофилировать, потому что они – его частная собственность. Это уже произошло с детским садом «Золотой ключик», который сейчас превратился просто в офис одного из подразделений САЭС. А город лишился благоустроенного детского сада.
Коммунисты города Десногорска хотят восстановить законность и добиться исполнения законного требования о передаче объектов, которые должны были быть переданы в муниципальную собственность еще 15 лет назад.
Речь идёт только об имуществе. Коммунисты никогда и нигде не говорили о том, чтобы Концерн в лице САЭС прекратил в них свою деятельность. Всё должно остаться как есть, только собственником станет муниципалитет, как это предусмотрено законодательством, как настаивали депутаты.
Это необходимо для того, чтобы исключить возможность продажи нынешним собственником этих весьма ликвидных объектов. Нужно всем понять одну очень важную вещь: у города и Концерна разные цели. Концерн всей своей мощью направлен на извлечение прибыли. Если ему нужно, он снижает расходы, если нужно, — сокращает людей. И он никогда не пошёл бы на «отъём» городской собственности, если бы ему это было невыгодно.
Те, кто прибрал к рукам здания ДК «Нейтрино», Дворца молодёжи, Яхт-клуба, детского сада «Золотой ключик», хорошо понимали, насколько эти сооружения ликвидны и функционально самодостаточны. Они способны сами себя содержать и даже приносить солидную прибыль их владельцам. Это очевидно, ведь они достались Концерну даром, что избавило его от необходимости строить собственные культурно-развлекательные центры и здания для размещения офисов, которым не хватает места в АБК.
В случае исполнения требования о передаче имущества, о котором идет речь в обращении, в муниципальную собственность во-первых – полностью устранится угроза его продажи и потери всех рабочих мест людьми, которые там в настоящее время работают; во вторых – муниципалитет будет получать с очень богатой частной структуры АО «Концерн Росэнергоатом» значительные и постоянные денежные поступления в бюджет города в виде арендной платы за пользование городским имуществом, а данные денежные средства позволят решать многие городские проблемы по благоустройству города и содержанию самих объектов.
Если кто-либо из жителей города Десногорска, работников Смоленской АЭС и любых иных лиц хочет действительно разобраться в ситуации по существу, то мы всех призываем к честному, открытому диалогу, а не к фабрикованию подобных подложных «открытых писем».
В. Кузнецов,
первый секретарь Смоленского обкома КПРФ.