Г. А. ЗЮГАНОВ: ПЛОДЫ ОБРЕЧЕННОГО КУРСА. Политика в интересах противника
Программа, на которую следует опереться
Мы активно поддержали идеи технологического прорыва, опережающего развития и преодоления массовой бедности. Вместе с нашими союзниками сформировали конструктивную программу экономического роста и предложили свой проект бюджета развития. Наша программа, с которой мы вышли на президентские и региональные выборы, получила поддержку миллионов граждан. Она опирается на всё лучшее из социально-экономического опыта Советской державы и мировой практики, на современный опыт успешно работающих народных предприятий и на ясный, полностью обоснованный план перехода от губительного олигархического курса к курсу независимого развития в интересах большинства. Верность этим подходам мы подтвердили на мартовском пленуме Центрального Комитета КПРФ.
Именно наша программа, а не тупиковые рецепты, на которых продолжают настаивать правительство и «Единая Россия», отвечает масштабным стратегическим целям, заявленным главой государства. Мы убеждены: без её реализации жизненно необходимое стране достижение этих целей невозможно. Ответственная власть не может этого не осознавать. Но даже теперь, когда Россия оказалась перед лицом серьёзнейших исторических вызовов и угроз, к нам упорно не желают прислушиваться те, от кого зависит социально-экономическая политика.
Сейчас Россия занимает 11-е место в мире по величине ВВП. Для того чтобы войти в первую пятёрку мировых экономик, мы должны ежегодно расти, опережая среднемировые темпы прироста ВВП, которые составляют 3,5%. Но по расчётам Всемирного банка рост российского ВВП по итогам нынешнего года окажется не больше 1,4%. А согласно прогнозу минэкономразвития, в следующем году наша экономика вырастет только на 2%. И лишь к 2024 году её рост едва превысит 3%.
Правительство само расписывается в том, что не видит возможности для достижения таких темпов роста, которые позволят России войти в пятёрку крупнейших экономик. И если нынешняя политика не претерпит принципиальных изменений, то мы рискуем уже скоро оказаться не в первой пятёрке, а откатиться на 15-е место, пропустив вперёд ещё несколько стран, которые дышат нам в затылок. Рискуем отстать уже не только от США, Китая, Японии и ведущих государств Евросоюза, но и от таких стран, как Южная Корея, Испания, Австралия и Мексика.
Сырьевая зависимость российской экономики остаётся непреодолённой и продолжает нарастать. Но нефтегазовая промышленность, оставаясь её крупнейшим сектором, по сути не работает на страну. Более половины её доходов не попадает в государственную казну.
Сегодня в России сотни убыточных и практически не работающих заводов и фабрик, которые процветали в советское время. Многие стройки заморожены. Основные фонды изношены на 50%. По отношению к советскому уровню объём производства гражданских самолётов составляет только 44%, деревообрабатывающих станков — 19%, экскаваторов — 8%, металлорежущих станков — 4,5%, тракторов — 3,5%.
Производственные мощности используются в различных отраслях российской промышленности на 20—60%. Их полная загрузка позволит удвоить выпуск промышленной продукции. Это один из ключевых пунктов программы развития, которую предлагает КПРФ.
Но программу возрождения национальной промышленности невозможно осуществить без государственного планирования экономики. Поэтому мы настаиваем на необходимости восстановления Госплана, который возьмёт на себя эту важнейшую функцию.
Именно благодаря мобилизационной модели, основанной на планировании экономики, СССР сумел в кратчайшие сроки поставить промышленность на военные рельсы и одержать победу над самым страшным врагом в Великой Отечественной войне. А затем так же быстро восстановить свою экономику и добиться колоссального роста в гражданском секторе, одновременно достигнув военного паритета с главным противником — США и НАТО.
Сегодня уникальная научная школа, занимающаяся вопросами стратегического планирования, существует в МГУ. А на практике, на региональном уровне опыт восстановления Госплана уже реализован в Иркутской области губернатором-коммунистом Сергеем Левченко и его командой. Результат более чем убедительный: двукратное сокращение госдолга региона за 4 года. Рост консолидированного бюджета Приангарья за прошлый год на 18%. Существенное увеличение инвестиций в основной капитал, объёмов строительства и размера средней зарплаты. Экономика Иркутской области в 2018 году выросла по сравнению с 2017-м на 6,2%. Это в 4 раза более высокие темпы роста, чем в среднем по стране. Это те самые темпы, которых России необходимо достичь для вхождения в пятерку крупнейших экономик.
Вот очевидное доказательство преимуществ плановой экономики. Вот тот опыт, который необходимо распространить на всю страну. Но власть не желает это признавать. И получает по России в целом прямо противоположные результаты.
Суммарный государственный долг российских регионов и муниципалитетов на начало 2019 года составил 2,2 триллиона рублей. По расчётам минфина, к 2022 году он приблизится к 3 триллионам. Данные министерства юстиции говорят о том, что более 160 различных полномочий, исполнение которых возложено федеральным центром на регионы, не обеспечено финансированием в должном объёме. За этими цифрами — ухудшающееся качество жизни граждан, которое в значительной мере зависит от состояния областных, краевых и республиканских бюджетов, от их способности реально финансировать экономические и социальные программы.
В нашей программе заявлено: для укрепления собственной ресурсной базы регионов и успешной реализации национальных проектов на их территории необходим поворот от чрезмерной централизации ресурсов в федеральном бюджете к увеличению собственных доходов субъектов Российской Федерации.
Мы настаиваем: те регионы, где открываются новые предприятия и создаются новые рабочие места, необходимо поощрять путём увеличения их финансирования.
Пора обязать предприятия платить налоги по месту своего расположения. Это обеспечит приток дополнительных средств в региональные бюджеты и позволит ликвидировать офшорную зависимость российской экономики, из которой изымаются гигантские финансовые ресурсы, выводимые олигархами за рубеж.
Мы сняли больше трёх десятков фильмов, в которых убедительно показан опыт народных предприятий, способных стать локомотивом экономики опережающего развития и возрождения российских регионов. Но государственные телеканалы даже не хотят их показывать. Стремятся скрыть от народа правду о тех, кто доказал, каких успехов можно достичь, отринув принципы криминального капитализма и олигархического управления производством.