');
Без рубрики

Околофутбол в сегодняшней России

Одним из самых необычных, равно как и демонизированных социокультурных явлений в сегодняшней России является околофутбол. О страшных фанатах-людоедах-боевиках пишут все, кому не лень. Только вот мало кто удосуживается вникнуть в суть происходящего. 


Основной особенностью околофутбольной жизни является её специфическая самореферентность и отсутствие конечной цели: клуб раз за разом проходит туры и сезоны, поднимается и опускается в турнирной таблице. В отличие от политических движений, ставящих себе целью достижение неких преобразований, или религиозных течений, имеющих свои трансцендентные задачи, околофутбол замкнут сам на себя.

Необходимо сразу же оговориться: речь идёт о российском околофутболе, сумевшем сохранить свою «чистоту», в то время, как сербские, хорватские, польские или латиноамериканские движения давно уже аффилированы с организованной преступностью и наркомафией. Такая ситуация сложилась не случайно: в России на момент зарождения околофутбольной среды криминалитет уже сформировался и не был заинтересован в каком-либо «прикрытии». 

При всём этом, фанатская деятельность отнимает у причастных поистине огромное количество сил, времени и денег. Ничего не получая в замен (утверждение о том, что клубы якобы платят своим фанатам — дремучий абсурд, что совершенно понятно любому, хотя бы отдалённо знакомому с темой человеку), фанаты отдают всех себя на это беззаветное и бессмысленное служение — хорошим примером такого умонастроения служит растяжка на секторе владимирского «Торпедо», обращённая к команде: «Для всего мира вы — ничто, для нас вы — весь мир». 


Хулиганы как минимум раз в неделю посещают изнурительные тренировки, выходят на ответственные драки, на которых, порой, получают серьёзные травмы — и всё ради смешной и нелепой для обывателя цели: например, вернуть отобранные ранее майки. Да-да, взрослые, состоявшиеся в жизни люди идут в бой, чтобы вернуть футболки с эмблемой коллектива (достаточно вспомнить легендарную встречу RBW и Union в 2014 году).

Ультрас тратят последние деньги на выезда (сколько стоит билет Москва-Хабаровск?), схлёстываются с «оппонентами» в электричках и негостеприимных городах, тратят целые дни на создание красочных перформансов на всю трибуну, шьют флаги, ночами рисуют граффити (и это далеко не мазня на заборе, а настоящие произведения искусства). 

Явная нецелесообразность таких усилий с рациональной точки зрения контрастирует с весьма высоким (кто бы что ни говорил) качеством человеческого материала. Стороннему человеку может показаться, что околофутбол — удел гопников и маргиналов. Однако, это совершенно не соответствует действительности: автор этой заметки встречал в фанатской среде немало студентов и выпускников лучших вузов — физиков, востоковедов, юристов. И что интересно: к этим людям их менее образованные товарищи не проявляют никакой агрессии или пренебрежения — как раз наоборот, радуются их успехам.

Также и с социальной точки зрения — в фанатских кругах полно людей с достатком куда выше среднего, принимающих участие в жизни клуба и «движа» наравне с остальными. 
Отдельно следует подчеркнуть ещё одну особенность русского околофутбола, а именно — «fair play», правила «честной игры». Начиная с середины 90-х годов, использование в драках подручных средств — камней, бутылок, арматуры — строго табуировано. В то время как из Сербии, Польши и, особенно, Турции регулярно приходят вести о застреленных и зарезанных фанатах, в России повсеместно признано негласное правило: «…запомни, те парни с трибуны напротив, они — оппоненты, они — не враги». Благородство по отношению к оппонентам ценится очень высоко. 

Итак, что мы имеем? Сплочённые, идейные, прекрасно подготовленные коллективы. Честные, смелые, благородные люди. Нет никакого смысла их демонизировать. Они своими жизнями ставят грандиозный эксперимент. Действие, замкнутое само на себя, порождает совершенно новые идеи и мысли, новое мировоззрение, уроборос околофутбольной активности не останавливается в своём коловращении. И в этом смысле футбольный фанатизм подобен философии, которая, по словам Аристотеля, самое бесполезное, но самое прекрасное занятие.

Китеж-град

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');