26 апреля на очередном заседании постоянной комиссии по вопросам градостроительной деятельности и землепользования Смоленского городского Совета по инициативе фракции КПРФ был рассмотрен вопрос «Об обращении граждан, проживающих в домах, расположенных на улицах Нормандия-Неман и Нахимова в городе Смоленске, по вопросу внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах ул. Нахимова –ул. Багратиона – ул. Николаева – ул. Нормандия-Неман».
8 апреля в Администрации города Смоленска состоялись публичные слушания по внесению изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах ул. Нахимова –ул. Багратиона – ул. Николаева – ул. Нормандия-Неман. А спустя неделю во фракцию КПРФ в Смоленском городском Совете поступило коллективное обращение граждан, проживающих в домах, расположенных на улицах Нормандия-Неман и Нахимова, с просьбой рассмотреть на профильной комиссии вопрос об изменении проекта планировки и межевания указанной территории с целью, как пишут заявители, «недопущения увеличения социальной напряженности» в микрорайоне. Оценив общественную значимость проблемы, депутаты-коммунисты в тот же день направили письмо председателю горсовета с предложением о включении вопроса в повестку дня ближайшего заседания комиссии. Как выяснилось впоследствии, подобные обращения граждан поступили также в другие фракции и к отдельным народным избранникам.
При обсуждении вопроса на заседании комиссии горсовета акцент был сделан именно на социальных последствиях ожидающихся изменений, что особенно тревожит людей.
После появления на ул. Нахимова, как предполагается, четырех 15-этажных домов население микрорайона может увеличиться более чем на 800 человек. При этом, как отмечено в обращении граждан, будут нарушены нормы социального обслуживания (с которыми, подчеркнем, и сейчас не все в порядке): возрастет нагрузка на среднюю школу № 17, расположенную в границах квартала, усилится нехватка мест в детских садах, в т.ч. в смежных кварталах. Кроме того, ухудшится качество медицинского обслуживания, поскольку поликлиники – для взрослых и детская, находящиеся в соседнем квартале, и без того перегружены. А строительство новых детских садов, школы или учреждений здравоохранения в квартале либо в смежных не предполагается. Помимо этого, усилится нагрузка на дорожную сеть ввиду увеличения трафика, а также усугубится ситуация с парковкой автотранспорта. И, естественно, значительная дополнительная нагрузка ляжет на коммунальные сети, которые здесь, как, впрочем, и по всему Смоленску, далеко не в идеальном состоянии.
Судя по состоявшемуся на заседании комиссии разговору, представители Администрации города отлично понимают, что подобных последствий застройки не миновать, однако не могут запретить собственнику земельного участка планируемое строительство, т.к. у него есть для этого все законные основания. Единственный нюанс – высотность зданий: на данной территории она ограничена 10-ю этажами. Но вместо четырех 15-этажек здесь может появиться одна длинная десятиэтажка, а строительство, если того хочет собственник участка, все равно состоится.
В то же время у чиновников нет видения того, как решить проблему перегруженности детских садов, школ, поликлиник. Отметим, что в школе № 17 при проектной мощности 450 человек в текущем учебном году обучается более 990. Число учащихся в соседних школах также выше или даже значительно выше проектной мощности. А ведь стоит задача перевода всех обучающихся в первую смену, решение которой при увеличении количества школьников серьезно усложнится. Такая же непростая ситуация с детскими садами.
Есть ли выход? Да, есть. Избежать застройки можно при изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем его выкупа по рыночной стоимости, которая, по данным Администрации города, превысит 100 млн рублей. Понятно, что «лишних» средств в бюджете Смоленска нет. Однако, полагаем, чиновникам все же стоит рассмотреть в первую очередь именно данный вариант, изыскать финансовые средства и изъять участок, например, для строительства на нем в перспективе детского сада, в котором крайне остро нуждаются жители Ленинского района. Таким образом будет учтено и мнение тех смолян, кто в данный момент уже проживает в микрорайоне и беспокоится о возможном нарушении своих законных прав и интересов в случае застройки земельного участка многоквартирными домами. Ведь никакого плана действий по решению проблемы загруженности социальных объектов в данном микрорайоне, как уже сказано, у городских властей нет, а при строительстве нескольких высоток (или «стены») ситуация только обострится.
Альтернативный вариант, если собственник участка всё же осуществит свои планы по застройке, — это возведение пристройки к 17-й школе, а также выделение участка муниципальной земли под детский сад и изыскание средств для его строительства в ближайшие годы. Позаботиться об этом городская администрация, конечно, должна до того, как микрорайон разрастется. Пока же позиция чиновников какая-то безучастная (за исключением выполнения ряда формальных процедур, по сути, в пользу собственника участка).
Не можем не отметить и некоторую, на наш взгляд, странность законодательства. Как следует из описанной ситуации, собственники земельных участков, находящихся в зонах с разрешенным строительством многоквартирных жилых домов, вправе исходя из собственных соображений возводить на них здания, не заботясь о том, насколько готова к наплыву новых жителей социальная и коммунальная инфраструктура соответствующих территорий, а местные власти, ответственные за создание благоприятных условий жизни граждан, получается, не имеют реальных законных рычагов, чтобы регулировать процесс застройки, хотя бремя решения последствий ляжет именно на них.
В таком случае, самим потенциальным приобретателям квартир следует быть более осмотрительными, учитывая при выборе жилья в том числе и степень доступности социальных объектов микрорайона, чтобы не оказаться в трудноразрешимой ситуации.
А. СИМОНОВ