Архив включает справки, разведданные и спецсообщения контрразведки Смерш, датированные 1944-1945 годами
МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Профессор Герхард Бутц, в марте 1943 года назначенный главой комиссии по расследованию массового убийства польских солдат и офицеров в Катынском лесу, как минимум дважды фальсифицировал результаты проводившихся на месте анализов. Это следует из показаний его лаборанта, обер-ефрейтора германской армии Людвига Шнейдера, содержащихся в рассекреченных ФСБ архивных материалах, с которыми ознакомился ТАСС.
Документы переданы УФСБ по Смоленской области в ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Смоленской области» в рамках проекта «Без срока давности». Архив включает справки, разведданные и спецсообщения контрразведки Смерш, датированные 1944-1945 годами.
«Бутц фальсифицировал результаты анализов. <…> Он поручил мне ассистировать у французского делегата, фамилии его я не знаю. Этот профессор передал мне для анализа нож, найденный в могиле, и дал задание аналитическим путем определить процентное содержание закиси железа. Я очень тщательно произвел анализ, установив, что закиси железа в данном мне образце имеется 23,3%, о чем и составил соответствующий акт, который передал для ознакомления и подписи Бутцу. Ознакомившись с результатами анализа, он остался ими очень недоволен, накричал на меня, заявив, что я плохой работник, и вместо цифры 23,2% написал 68,2%, приказав мне переписать акт, что я и сделал», — вспоминал Шнейдер.
Он уточнил, что такой процент закиси железа должен был удостоверить, что нож пролежал в могиле значительно большее время, чем об этом свидетельствовали истинные результаты анализа. «После этой фальсификации Бутца мне стало совершенно ясно, что поляки расстреляны немцами после оккупации Смоленска», — подчеркивал обер-ефрейтор, который до призыва в германскую армию был студентом берлинского химического института.
Также Бутц, по словам свидетеля, сфальсифицировал результаты анализа ткани мундира из могилы, которые проводил другой лаборант — ефрейтор Карл Шмитц. «Шмитц высказал твердое убеждение, что расстрелы поляков произведены немцами в 1941 году», — заключал Шнейдер.
Лаборант также отмечал, что еще до начала работы комиссии с Бутцем беседовал сотрудник гестапо по фамилии Гильберс, который «стал фактическим руководителем работ нашей лаборатории по «катынскому делу», и было заметно, что профессор Бутц во всем ему беспрекословно подчиняется». «Бутц сам произвел вскрытие лишь 2-3 трупов, остальное время он ходил от одного члена комиссии к другому и рассказывал им, что имеются бесспорные данные о том, что расстрел польских офицеров произведен большевиками в 1940 году», — добавлял свидетель.
Председатель комиссии по «катынскому делу»
Бутц был членом национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) и членом СС с 1933 года, а с 1935 года — начальником отделения службы безопасности рейхсфюрера СС (СД) в Йене, где его называли «фанатичным представителем партии. В 1938 году оказался в центре скандала после того, как в ходе вскрытия 22-летнего роттенфюрера СС Альберта Каллвайта, которого в Бухенвальде убили ударом по голове двое заключенных при бегстве, отделил его голову от тела и увез с собой в Йену. Этот поступок вызвал недовольство в СС, и Бутц был вынужден уволиться. С началом Великой Отечественной войны служил на Восточном фронте.
В 1944 году после завершения расследования по «катынскому делу» погиб при загадочных обстоятельствах в Минске. Согласно одной из версий, он стал жертвой бомбежки, по другой — был убит нацистами.
Источник: tass.ru