');
Общество

ПРЕВРАТИТЬ МЕЧТУ В РЕАЛЬНОСТЬ. Ко Дню космонавтики

Одна из самых замечательных в нашей истории памятных дат – 12 апреля – День космонавтики. Праздник в ознаменование достижений советской науки и техники, открывший путь к практическому освоению космоса для всего человечества.

Сейчас в оценках этого важнейшего события в основном делается упор на противостоянии космических программ СССР и США.

Но стоит напомнить, что именно России принадлежит первенство и в стремлении превратить мечту о высоком космосе в реальность. Великий изобретатель К.Циолковский впервые спроектировал ракету для полета в космос еще в 1903 году.

Именно это стремление к высокому, светлому, к выходу за пределы сиюминутной обыденности, чаяние справедливости является характерной чертой нашего народа. И совсем неудивительно, что именно в нашей стране впервые победила социалистическая революция, доказав возможность изменения хода истории в интересах большинства народа, что именно наша страна стала первопроходцем освоения космоса, раскрыв потенциал свободных от социального гнета граждан.

В еще не восстановленной от разрухи стране, Советская власть в 1921 году создала в Ленинграде «Газодинамическую лабораторию», которая положила начало отечественному космическому двигателестроению и стала первой в СССР научно–исследовательской и опытно–конструкторской организацией по разработке ракет.

И годы исследовательской и конструкторской работы дали свои блестящие плоды.

Среди основных успехов космической программы СССР: запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года; запуск 3 ноября 1957 второго спутника с собакой на борту; первое изображение обратной стороны Луны, сделанное спутником Луна–3 в 1959 году; первый полет человека, Ю.А.Гагарина, в космос 12 апреля 1961 года; запуск в 1964 году первого многоместного космического корабля «Восход», с тремя космонавтами на борту; первый выход человека (А.А.Леонов) в открытый космос 19 марта 1965 года; запуск первого в мире планетохода – «Луноход–1» в 1970 году; осуществление первой мягкой посадки на Венеру – Венера–7 в 1970 году; осуществление первой мягкой посадки на Марс – Марс–3 в 1971 году; запуск 19 апреля 1971 года первой в мире станции для длительного пребывания человека за пределами Земли «Салют»; создание на орбите земли первой многомодульной орбитальной станции «Мир» в 1986 году, которая стала мировым лидером по количеству проведенных научных экспериментов (порядка 23 тысяч) и работавших на ней космонавтов (104) из 12 стран мира.

Можно с уверенностью сказать, что достижениями СССР и по сей день пользуются практически все страны на нашей планете, ведущие свои космические программы. Именно советские технологии до сих пор используются при полётах человека в космос.

После перестройки ситуация резко изменилась. Все, кто жил в то время, помнят как практически во всех перестроечных публикациях и выступлениях «реформаторами» педалировалась тема о бессмысленности космических программ. Утверждалось, что они ничего не дает людям, что огромные деньги впустую улетают в космос, что есть более насущные проблемы и т.д. и т.п. Примерно так же готовили почву под приватизацию, нагло утверждая, что общенародная собственность фикция, ведущая к бесхозяйственности и неэффективности, что только частник может навести порядок.

В 1990 году Верховный Совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%. А к концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратила существование. Министерства оборонно–промышленного комплекса были расформированы.

Для российского космоса начались нелегкие времена недофинансирования, реорганизаций, приватизаций и прочих «прелестей» зависимого капитализма.

Но советский задел был настолько мощным, что, по оценкам экспертов, только «период с 2015 по 2016 год стал в некотором роде переломным в космической сфере. В 2016 году Россия впервые за 13 лет уступила первенство по количеству ракетных запусков. В этот же период наблюдается стремительный рост доли Китая в мировых космических запусках. В это время в нашей стране возникли две основные проблемы, не характерные для космической отрасли России: запуски научных аппаратов были единичны, возросло число аварий».

В 2015 году на космической орбите был только один российский аппарат, связанный с фундаментальными исследованиями. Да и других космических аппаратов было немного. Орбитальная группировка, обеспечивающая связь, включала 32 космических аппарата, дистанционное зондирование земли – 8 аппаратов.

Эти данные приводятся в Федеральной космической программе России на 2016 – 2025 годы. Основная цель программы, в том числе, «Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов».

Основные параметры Федеральной программы, анонсированной в качестве «амбициозной», в реальности, как нам кажется более чем скромные. Так, предполагалось к 2025 году, т.е. практически за 10 лет, увеличить орбитальную группировку аппаратов связи до 41 (на 9 больше); орбитальную группировку средств дистанционного зондирования земли с 8 довести до 32. Что касается фундаментальных космических исследований, то планировалось за девять лет осуществить запуски 15 космических аппаратов, увеличив орбитальную группировку с 1 до 4 аппаратов.

По информации спутниковой базы данных UCS на январь 2023 года, в космосе было 6718 спутников. В том числе: 4529 – у США; 590 – у Китая; 565 – у Великобритании; 174 – у России; 97 – у Японии; 63 – у Индии; 59 – у Канады; 51 – у Германии; 45 – у Люксембурга; 43 – у Аргентины.

«Перед «Роскосмосом» стоят задачи сокращения отставания от других стран и одна из главных задач для России – рост числа космических спутников до 360 аппаратов к 2030 году», заявил глава госкорпорации Борисов. По–видимому, «Роскосмос» ставит перед собой задачу не отстать хотя бы от Индии, в последние годы активно осваивающей космос.

Такому «отсутствию амбиций» есть вполне объективное объяснение. По словам главы Роскосмоса, в настоящее время Россия может производить не более 40 спутников в год, в то время как ресурсная база Китая позволяет строить до 1,5 тыс. спутников, а американская – до 3 тыс. в год.

Ресурсная база – это как раз то, что разрушали пришедшие к власти компрадоры в интересах наших геополитических противников и конкурентов.

В СССР объединяло и координировало работу огромного количества предприятий и научных организаций, связанных с производством ракетного вооружения и ракетно–космической техники, Министерство общего машиностроения. Но конечно в совместной работе участвовали и другие министерства с подведомственными им организациями. На сайте Роскосмоса есть интересный документ – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 «Об усилении работ по созданию ракетно–космических комплексов (перечислены комплексы)». Из этого Постановления видно, что над комплексами трудились Министерство общего машиностроения, Министерство авиационной промышленности, Министерство оборонной промышленности, Министерство радиопромышленности, Министерство электротехнической промышленности. Современной молодежи наверное даже представить сложно, сколько промышленных предприятий было в нашей стране!

«Реформаторы» быстро «оптимизировали» промышленный потенциал страны. Только в машиностроении в девяностые годы прекратили деятельность свыше 75 тыс. промышленных предприятий, а численность занятых в промышленности сократилась с 17,2 до 13,4 млн. человек. Удельный вес машиностроения в структуре промышленности уменьшился в 2 раза, по отдельным позициям падение приобрело обвальный характер. Так, производство гражданских самолетов сократилось в 15 раз, тракторов – в 30 раз, а металлорежущих станков – в 34 раза. Понятно, что после этого, необходимость во многих министерствах просто отпала.

Многие оставшиеся предприятия приватизировали. «В результате структурных преобразований коренным образом изменилась преобладающая организационно–правовая форма предприятий РКП (ракетно–космической промышленности). Если по состоянию на конец 2003 года 74% от общего числа предприятий составляли ФГУП (82 предприятия), то на конец 2013 года 76% составляют акционерные общества (72 предприятия)» – отмечает к.экон.наук В.Яныгин в статье «Современные проблемы и перспективы ракетно–космической промышленности России».

Например, ведущий производитель ракет–носителей Государственный космический научно–производственный центр имени М.В.Хруничева является акционерным обществом. И в его Уставе так и прописано, что «Общество является корпоративной коммерческой организацией», а пункт 3.1. гласит: «Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли».

Отношение к приватизации, которую провели в нашей стране, у большинства наших граждан вполне однозначное. Народ назвал ее «прихватизацией», четко обозначив ее суть. Именно приватизация–прихватизация, проведенная с грубейшими нарушениями закона, привела к колоссальному социальному расслоению, к уничтожению производительных сил страны. В прошлом году для обеспечения национальной безопасности начался процесс деприватизации. По словам Генпрокурора И.Краснова, в собственность государства «с 2023 года в судебном порядке только в сфере ВПК возвращено 15 стратегических предприятий общей стоимостью свыше 333 млрд. рублей, которые незаконно выбыли из ее владения, а в некоторых случаях попали под иностранный контроль». По его словам угроза для национальной безопасности заключалась в том, что «Получив предприятия в обход установленных запретов и ограничений, резиденты недружественных государств проводили последовательную политику по их уничтожению и нанесению ущерба обороноспособности страны. Модернизацию и развитие производства на протяжении десятков лет не осуществляли. Доходы от деятельности преимущественно выводили за рубеж».

Думается, что и предприятия космической отрасли должны основной целью иметь не извлечение прибыли, а реализацию задач по развитию отечественной фундаментальной науки, укреплению обороноспособности страны, в целом укреплению ее экономического и политического положения.

Из постановления 1968 года видно, какую значимую роль играла РАН, вносившая конкретные практические предложения, принимаемые на самом высоком уровне.

Сейчас, как замечает академик РАН М.Я.Маров, «у РАН до сих пор отсутствует право вносить предложения и с участием Роскосмоса определять те научные направления и программы, в которых заинтересована наша научная общественность. И определять тем самым не только направление, но и перечень приборов, научных установок, оборудования. В той системе, которая существует сегодня, РАН не может сама определять перспективы и начало работ в пределах ассигнований, выделяемых правительством. В результате, задержки поставок оборудования могут длиться годами, ремонт научных судов проводится поздно или не проводится вообще, ученые часто остаются без оборудования и средств к работе».

Отношение к науке в постсоветские времена – отдельная трагическая история. Хроническое недофинансирование, реорганизационная чехарда, отсталая инфраструктура и, как итог, острая проблема кадров.

Россия сегодня является единственной из развитых стран, где несколько десятилетий подряд идет сокращение числа ученых, занятых в исследовательской сфере. В 1990 году РФ занимала первое место в мире по числу исследователей. За три десятилетия мы потеряли 75% ученых. Одна из причин – высокий миграционный отток. Происходит старение научных кадров. В начале 2000–х годов в научных организациях на исследовательские должности приходилось 2% выпускников вузов, а сегодня только 0,7%. При том, что выпуск сократился с 1 млн 200 тыс. до 811 тыс. От 30 до 50%% молодых людей уходят из науки в первые годы работы в более доходные сферы экономики.

К 1 июлю 2024 года правительством должен быть подготовлен национальный проект по развитию космической сферы. Новый нацпроект «должен быть нацелен на формирование мощной и суверенной отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов». Что–то подсказывает, что новый проект будет сверстан по тем же принципам и подходам, что и множество других проектов, создаваемых для отчетности, а не для реального прорыва отрасли.

Очевидно, что для создания мощной и суверенной космической отрасли необходима системная работа по укреплению всех сфер жизни общества. Необходима новая индустриализация, реально решающая задачи импортозамещения, деприватизация основных предприятий космической отрасли, надо срочно решить наконец насущные вопросы образования и науки, повысить зарплаты и пр.

Речь идет о насущной необходимости смены курса, пора выбраться из колеи зависимого развития, в которую вогнала страну власть, выражающая интересы финансово-олигархических кругов.

Константин Черемисов, член ЦК КПРФ, полковник запаса

kprf.ru

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');