В этом году отмечается 220 лет со дня рождения выдающегося русского композитора, основоположника отечественной классической музыки Михаила Ивановича Глинки.
Будущий композитор родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.
С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепьяно и скрипке. Затем он окончил Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете, где его гувернёром был друг Александра Пушкина поэт Вильгельм Кюхельбекер. При этом одноклассником Михаила был младший брат Пушкина — Лев. Поэтому вскоре Глинка познакомился и с самим гениальным поэтом, который был старше его на пять лет.
В столице молодой Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, изу-чал иностранные языки и западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди.
Именно тогда Глинка пробует себя в качестве композитора: сочиняет разножанровые музыкальные пьесы, увертюры, романсы и песни. Он пишет знаменитые и ныне романсы «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина и «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского. Бурная творческая деятельность позволила Глинке близко познакомиться не только с Александром Пушкиным, но и с другими известными литераторами того времени: Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Владимиром Одоевским и Антоном Дельвигом.
Будучи 19-летним юношей, он путешествует по Кавказу, где собирает народный музыкальный материал в восточном стиле. Позже некоторые из этих мелодий в обработанном виде вошли в его оперу «Руслан и Людмила».
Затем, в начале 1830-х годов, Михаил Глинка едет в Европу. Он посещает Милан, Дрезден, Берлин и Вену, где знакомится с известными европейскими композиторами и их творчеством, изучает музыкальную культуру разных стран. Там же он занимается и собственным творчеством: сочиняет различные инструментальные пьесы. Однако это творческое путешествие заканчивается в 1834 году, когда он получает известие о смерти отца. И Михаил сразу же возвращается в Россию.
Домой Глинка вернулся не только обогащённый новыми знаниями и опытом, но и с твёрдым намерением создать отечественную национальную оперу. Некоторое время он ищет сюжет для неё и, в конце концов, по совету Жуковского, выбирает легенду о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время похода польского войска на Москву в 1613 году.
Для создания своей первой оперы Глинка уезжает на Смоленщину в Новоспасское, где в родном доме им и были написаны многие сцены «Ивана Сусанина». В 1836 году работа над оперой была закончена. Причём изначально она называлась «Иван Сусанин», но позже столичные чиновники настоятельно порекомендовали автору изменить название на «Жизнь за царя». Премьера первой русской оперы состоялась в петербургском Большом театре и прошла с огромным успехом.
В 1840 году Михаил Глинка написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвящённые Анне Керн, в которую поэт был влюблён. По стечению обстоятельств Глинка страстно любил её старшую дочь — Екатерину Керн. Свой романс маэстро посвятил именно ей. Романс «Я помню чудное мгновенье» — одно из наиболее известных и исполняемых произведений композитора.
Вскоре, в 1842 году, Глинка на основе поэмы Пушкина создаёт оперу «Руслан и Людмила», ставшую первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Однако вначале это произведение было прохладно встречено музыкальной общественностью и публикой, которые не поняли новаторских подходов композитора. Только с четвёртого показа опера «Руслан и Людмила» получила настоящее признание.
Михаил Иванович болезненно отреагировал на критику своей второй оперы, поэтому в 1844 году он отправился в длительное путешествие по Франции и Испании. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, которому понравилось творчество русского маэстро, он был очарован сказочной оперой «Руслан и Людмила». В Испании Глинка не только записывал фольклорные мелодии, но и создал на основе народного танца симфоническую увертюру «Арагонская хота».
Летом 1847 года Глинка отправился в своё родовое село Новоспасское, а затем в Санкт-Петербург. В столице он давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный вокальный репертуар с разными исполнителями.
В 1856 году Михаил Иванович снова поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы лучше передать древнерусские знаменные церковные напевы. Однако реализовать этот замысел ему не удалось: сильная простуда дала тяжёлое осложнение и 15 февраля 1857 года он скончался. Ему тогда было всего 52 года. Через несколько месяцев прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.
Первый памятник Михаилу Глинке был установлен 20 мая 1885 года в Смоленске в городском саду Блонье на средства, собранные по подписке. На торжественном открытии монумента присутствовали выдающиеся отечественные композиторы Пётр Чайковский, Александр Глазунов, Михаил Балакирев и другие.
Музыкальное наследие Михаила Ивановича Глинки включает в себя две первые русские оперы, камерно-инструментальные сочинения, различные симфонические произведения, а также многочисленные романсы и песни. Творчество Глинки оказало огромное влияние практически на всех крупнейших русских композиторов XIX века.
Во времена СССР большие юбилейные даты, связанные с именем Михаила Глинки, музыканты и ценители его творчества отмечали в Смоленске и на малой родине композитора — в селе Новоспасском. В феврале 1957 года знаменитый русский тенор, народный артист СССР Иван Козловский обратился в местных газетах с открытым письмом и предложил, чтобы подобные музыкальные праздники проводились не только по памятным датам, а каждый год летом, в день рождения М.И. Глинки.
Музыкальная общественность поддержала это предложение. И с тех пор ежегодно в конце мая — начале июня в Смоленске и Новоспасском стал проходить Всесоюзный (а теперь Всероссийский) фестиваль, посвящённый дню рождения и творчеству Михаила Ивановича Глинки. За эти годы на Глинковских фестивалях побывали и выступили тысячи известных отечественных и зарубежных музыкантов, композиторов и коллективов.
Во время Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки музыканты по традиции один из дней проводят в Новоспасском. И это не случайно, ведь многие свои произведения Михаил Глинка задумал и написал, находясь в родном доме. Здесь он провёл своё детство. В зрелые годы композитор часто бывал в родовом имении. Именно здесь шла работа над операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
На музыкальных торжествах в Новоспасском бывали и советские композиторы. В разные годы малую родину Глинки посещали Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Георгий Свиридов. В 1982 году здесь был открыт Дом-музей М.И. Глинки. В большом усадебном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности родоначальника русской классической музыки.
Основу музея составили подлинные предметы из родового дома в Новоспасском: мебель, фарфоровая посуда, различные вещи и книги, принадлежавшие М.И. Глинке и его семье, а также музыкальные инструменты и обычные бытовые вещи XIX века. В зале, столовой, бильярдной, кабинете композитора — везде ощущается атмосфера того времени.
Вокруг усадьбы, ещё при Глинках, был разбит замечательный пейзажный парк, который каким-то чудом сохранился до наших дней. В нём имеются цветники, каскады прудов, беседки и липовые аллеи. Даже сохранились дубы, посаженные в те далёкие времена. Также восстановлена церковь семьи Глинок, перезвон колоколов которой с детства очень любил слушать Михаил Иванович.
Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды»
gazeta-pravda.ru