');
Культура

ПЕВЕЦ ДУШИ НАРОДНОЙ. К 125-летию М.В. Исаковского

Сколько лет прошло, а помнится, все помнится: «Оно пришло, не ожидая зова. / Пришло само – и не сдержать его. / Позвольте ж мне сказать Вам это слово, / Простое слово сердца моего…»

Те, кто родился накануне Великой Отечественной войной, знали наизусть это стихотворение Михаила Исаковского (1900–1973) о Сталине, написанное в победном 1945 году, не по подсказке и не по обязанности – среди нас были дети погибших не только на фронте, но и в лагерях. Но такова уж была сила народного единения вокруг партии и Главнокомандующего И.В. Сталина в стремлении поскорее прогнать немецко-фашистских захватчиков с родной земли, что личные невзгоды отодвигались в сторону…

                                                      Вы были нам опорой и порукой,

                                                     Что от расплаты не уйти врагам.

                                                     Позвольте ж мне пожать Вам крепко руку,

                                                     Земным поклоном поклониться Вам.

 

                                                     За Вашу верность матери-отчизне,

                                                     За Вашу мудрость и за Вашу честь,

                                                     За чистоту и правду Вашей жизни,

                                                     За то, что Вы – такой, какой Вы есть.

 

                                                     Спасибо Вам, что в дни великих бедствий

                                                     О всех о нас Вы думали в Кремле,

                                                     За то, что Вы повсюду с нами вместе, 

                                                     За то, что Вы живете на земле.   

 Михаил Васильевич Исаковский родился 19 (7) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Он рано научился читать, а вскоре и сам начал писать стихи. И вот в губернской газете стали появляться его первые произведения – «Хутора», «Ореховые палки», «У нас в деревне», «У рябины», «Все та же даль», что сразу же проявили недюжинный талант автора: «Я стою и вслух слагаю строчки / Как чеканит осень пятачки. / Как брусника спелая на кочке / Открывает свежие зрачки».

Сам Михаил Исаковский считал началом поэтической своей работы 1924 год, когда у него вышла книга «Провода в соломе», высоко оцененная Алексеем Максимовичем Горьким: «Михаил Исаковский не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня – две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в единую необоримую творческую силу, – слиться так плотно, как до сей поры силы эти никогда и нигде не сливались. В сущности, именно этот мотив и звучит во всех стихах Исаковского».

Поучившись немного в гимназии, он работает сельским учителем, секретарем волостного исполкома, а в 1919 году становится редактором ельнинской уездной газеты. В следующей книге «Провинция», опубликованной в 1930 году в Смоленске, поэт показал редкое умение сочетать лиризм и юмор при простоте изложения своих чувств и мыслей даже в стихах столь драматического свойства, как «Дан приказ: ему – на запад, / Ей – в другую сторону. Уходили комсомольцы на гражданскую войну. / Уходили, расставались, / Покидая тихий край. / «Ты мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай». / И родная отвечала: «Я желаю всей душой – / Если смерти, – то мгновенной, / Если раны – небольшой. / А всего сильней желаю / Я тебе, товарищ мой, / Чтоб со скорою победой / Возвратился ты домой».

А после Гражданской войны будет коллективизация, индустриализация, Отечественная война, послевоенное созидание – и все эти этапы нашей истории отражены в поэзии Михаила Исаковского с душевной искренностью, с личной сопричастностью. И если на фронт его не взяли из-за крайней близорукости, то он, как говорится, воевал творчеством своим.

В творчестве Исаковского слиты воедино, нераздельны судьбы человека и народа, природы и любовных порывов. Ясно звучит тема поклонения родным местам, советской власти, давшей возможность раскрыть ему свой талант. Глубоко патриотичные стихи поэта о солдатской доле, пусть здесь повествование и ведется со щемящей душу болью. Образная система поэзии Исаковского искренна в самой сути и оттого живет и поныне, стихи его не забываются, положенные на музыку поются до сих пор, став поистине народными, поскольку – верно сказано – люди и знать не знают автора. Вспомним хотя бы «Катюшу»: «Расцветали яблони и груши, / Поплыли туманы над рекой. / Выходила на берег Катюша, / На высокий берег, на крутой. / Выходила, песню заводила / Про степного сизого орла. / Про того, которого любила, / Про того, чьи письма берегла. / Ой ты, песня, песенка девичья, / Ты лети за ясным солнцем вслед / И бойцу на дальнем пограничье / От Катюши передай привет…»

А одно из наиболее сильных стихов-песен Исаковского – «Враги сожгли родную хату…», о возвращении солдата домой к уже мертвой жене, вошло неотъемлемо в русскую и, наверное, в мировую поэтическую и музыкальную культуру:

                                         «Не осуждай меня, Прасковья,

                                         Что я пришел к тебе такой:

                                         Хотел я выпить за здоровье,

                                         А должен пить за упокой.

                                         Сойдутся вновь друзья, подружки,

                                         Но не сойтись вовеки нам…»

                                         И пил солдат из медной кружки, 

                                         Вино с печалью пополам.

 

                                         Он пил – солдат, слуга народа,

                                         И с болью в сердце говорил:

                                         «Я шел к тебе четыре года,

                                         Я три державы покорил…»

                                         Хмелел солдат, слеза катилась,

                                         Слеза несбывшихся надежд.

                                         И на груди его светилась

                                         Медаль за город Будапешт.

Разговорная интонация в стихах Михаила Исаковского еще больше подчеркивает народность творчества его, народность глубинную и потому непреходящую. Проникновенно и емко звучит его стихотворение об Октябрьской революции, которое и сегодня дает веский ответ недоброжелателям ее: «Я снова думал, в памяти храня, / Страницы жизни своего народа, / Что мир не знал еще такого дня, / Как этот день семнадцатого года. / Он был и есть началом всех начал, / И мы тому свидетели живые, / Что в этот день народ наш повстречал / Судьбу свою великую впервые…»

Стихи о Ленине словно бы продолжают эту мысль: «Его следы от Волги многоводной / Во все края, ко всем сердцам легли. / Он стал любовью нашей всенародной, / оплотом всех трудящихся земли. / Он в Октябре повел нас в бой суровый – / Разрушить мир насилия и тьмы, / Он завещал нам мир построить новый, – / И в сердце с ним – его построим мы…»

Так же оптимистична, проникнута верой в счастливое будущее народа и каждого человека песня «Летят перелетные птицы» с музыкой Матвея Блантера: «Летят перелетные птицы, / Ушедшие лето искать, / Летят они в жаркие страны, / А я не хочу улетать. / А я остаюся с тобою, / Родная моя сторона, / Не нужно мне солнце чужое, / Чужая земля не нужна».

О поэтическом творчестве Михаила Васильевича Исаковского высоко и любовно отзывались многие и многие его современники. Алексей Максимович Горький еще в 1927 году одобрил стихи поэт, а позже вновь написал: «Певец души народной – так бы я назвал Вас, и этим выражаю свои чувства восхищения и преклонения, признательности и благодарности за Ваши милые и дорогие русскому сердцу песни»/

                                                                      Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург-Ленинград

sovross.ru

Фото: vk.com/bibliotv

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment Авторизация

Оставить комментарий

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');