Местное самоуправление – это не изобретение Советской власти как может быть кто-то подумает, оно имеет глубинные исторические корни. Деревня всегда на протяжении веков вела общинный образ жизни. Общиной управляли старейшины, самые опытные ее члены. Последние сто лет основой местного самоуправления на селе были Советы депутатов. И вот в 2024 году реформаторы от партии власти решили провести очередную реформу органов местного самоуправления, в результате чего была упразднена система народовластия в ее первичном звене, на уровне сельских и поселковых советов. Фактически ликвидировано само понятие «самоуправление». Район сменил вывеску и был преобразован в муниципальный округ. По сути, ликвидирована самая близкая и доступная к народу власть. Что же дала району эта реформа и каковы ее последствия?
Да, реформа нужна была, поскольку в районе образовалось непонятное многовластие. Все сельские администрации были самостоятельными, независимыми юридическими лицами и фактически не подчинялись администрации района, были неподотчетны районному Совету депутатов. Что превращало их порой в «удельные княжества», вызывало непонимание у населения и затрудняло взаимодействие с органами власти района в решении общих вопросов. Ни для кого не секрет, что население района сокращается, деревни исчезают. Но это не значит, что надо было ликвидировать все сельские муниципальные образования. Достаточно было, на мой взгляд, сократить их количество до трех с сохранением ими статуса юридических лиц и подчиненностью органам исполнительной и представительной власти района.
На территории нашего района упразднено семь сельских муниципальных образований вместе с администрациями и советами депутатов. Вся власть перешла к администрации округа и окружному Совету депутатов. В структуре администрации округа образовано Управление по развитию территорий и три сельских комитета, не имеющих реальной власти, с бумажными полномочиями. Увеличился штат администрации, у главы округа появился третий заместитель, чего никогда в районе не было, а в Совете депутатов штатная численность работающих на постоянной основе увеличилась на два человека. Всем чиновникам, особенно должностным лицам, весомо увеличена заработная плата. Введена двойная система премирования должностных лиц администрации за высокие показатели в работе. Если раньше премии выплачивались только из районного бюджета, то сейчас по распоряжению губернатора дополнительно и из областной казны.
В результате этих преобразований село осталось наедине со своими бедами. Образованное Управление по развитию территорий – это вообще непонятная для населения структура администрации округа. Какие территории оно собирается развивать, и как? Ведь на селе практически никакого производства нет, транспортное сообщение – один автобус на весь округ. Оставшиеся дома культуры, магазины, библиотеки, школы и ФАПы на грани закрытия. Население в деревнях убывает, молодежь уезжает в город и больше не возвращается. Работать негде, люди вынуждены заниматься отходничеством. Село фактически вымирает. Реформа органов местного самоуправления дала дополнительный импульс к естественной убыли населения в сельской местности, усилила уход людей из сел в города и райцентр. На селе ничего не строится, за исключением частичного ремонта межпоселенческих дорог, но этот ремонт я бы назвал паллиативной помощью умирающей деревне.
Одной из главных причин бедственного положения в округе стала ликвидация в прошлые годы коллективных хозяйств на селе и промышленных предприятий района. Что породило системный кадровый кризис. Сейчас не хватает людей не только рабочих профессий, но и специалистов в органах власти и подведомственным им структурам. Чему во многом способствует кадровая политика, проводимая в округе после реорганизации. Фактически в органах исполнительной и представительной властей формируется «клановость».
Чувство горечи и разочарования вызывает у людей то положение, в которое поставили представительный орган власти. Окружной Совет депутатов, сформированный администрацией под «себя», фактически утратил свои контрольные функции над исполнительной властью и по факту не является выразителем воли народа. Село лишено своих представителей в окружном совете, если не считать бюджетников.
Ликвидация органов местного самоуправления в первичном звене – это, конечно, большая стратегическая ошибка, со всеми реформаторскими последствиями. И сейчас мы пожинаем ее плоды. Тем не менее основными критериями оценки работы органов власти должны быть вспаханная пашня, товарное животноводство, построенные дома, доступное здравоохранение и возрождение экономики. А не количество проведенных реформ, похвальба в интернете с обещанием комфортных условий жизни, и кто больше соберет лайков.
Владимир КРУПЕНЁВ,
первый секретарь Шумячского райкома КПРФ
You must be logged in to post a comment Авторизация
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.