Олимпиада в Москве – первая, которая проводилась в социалистической стране. Какие специфические проблемы выявились при ее организации?
Одной из традиционных проблем, встающих обычно перед организаторами Олимпийских игр, является проблема строительства и реконструкции спортивных арен и прочих олимпийских объектов. Это связано с развитием инфраструктуры города – организатора Игр и стоит немалых средств. Оргкомитет «Олимпиада-80» в этом смысле оказался в лучшем положении, чем его предшественники: он определил сумму, необходимую ему на олимпийские затраты, всего в 230 миллионов рублей. Это стоимость строительства и реконструкции олимпийских арен (11 новых и 10 действующих), сюда же входили и организационные расходы. Средства эти покрылись статьями экономической программы Оргкомитета (международные и внутренние олимпийские лотереи, продажа монет с олимпийской символикой, коммерческое использование эмблемы Олимпиады-80, продажа телевизионных прав трансляции Игр и т. д.).
Что же касается развития инфраструктуры Москвы, то оно было предусмотрено как перспективным (до 2000 года), так и пятилетним планами развития города. Строительство отелей, прокладка и реконструкция транспортных магистралей и т. п. – все это было бы сделано независимо от того, состоялась бы Олимпиада в Москве или нет. Игры только поторопили строителей в некоторых случаях. Развитие народного хозяйства велось по планам – это характерная черта социалистического государства. По подсчетам, опубликованным в канадской газете «Монреальматен», Оргкомитет «Олимпиада-64» в Токио израсходовал на развитие инфраструктуры 2 миллиарда 668 миллионов долларов. Несколько меньше были эти расходы у организаторов Игр в Мюнхене (1972 год) и в Монреале (1976).
Оргкомитет «Олимпиада-80» не нес этого бремени. Государство строило, а Оргкомитет только контролировал ход строительных и реконструкционных работ, не заботясь о том, где и как раздобыть на это средства. Как видим, организаторы Олимпийских Игр в социалистическом государстве получили заметное преимущество перед своими предшественниками.
Конечно, были и свои проблемы. Одной из главных руководители Оргкомитета «Олимпиада-80» считали проблему подготовки и отбора людей, которые должны обслуживать Игры: было подсчитано, что в различных сферах обслуживания в дополнение к имеющимся недоставало еще примерно 150 тысяч специалистов. Сложность решения этой проблемы заключалась в том, что в СССР с его условиями полной занятости приходилось отрывать людей от их постоянного дела, знакомить со спецификой спорта, международного туризма и пр. Проблемы эти, конечно, были решены. В частности, организаторы широко привлекали к работе в этой области студентов высших учебных заведений страны.
На Западе утверждали, что без его помощи СССР не сможет провести Олимпиаду. Правда ли это?
Утверждение это — необоснованно. Обратимся к фактам.
Организаторы Олимпиады с самого начала ориентировались в первую очередь на возможности советской промышленности, которая обеспечила три четверти всех олимпийских потребностей. Одну пятую необходимого для проведения Олимпиады взялись поставить на коммерческих условиях другие социалистические страны и только 4–5% удовлетворялись за счет закупок в странах Запада – в основном и в связи с необходимостью иметь традиционное для Олимпийских игр стандартное оборудование.
Коммерческая политика СССР, в том числе и в отношении Олимпиады-80, основывалась на принципе международного разделения труда. Она проводилась в духе разрядки международной напряженности на основе экономического и научно-технического сотрудничества стран, принадлежащих к различным сторонам, и полностью соответствовала практике олимпийского движения и проводившихся ранее Игр. Зарубежные компании участвовали в обеспечении Олимпийских игр в Москве, исходя из своих собственных интересов и на принятых в таких случаях условиях.
Не повредила ли подготовка к Олимпиаде-80 советской экономике, в частности программе жилищного строительства?
Нет, не повредила. Расходы, связанные с непосредственной подготовкой к Олимпийским играм 1980 года, – строительство спортивных сооружений, прием участников, содержание аппарата Оргкомитета «Олимпиада-80» и другие – в два с лишним раза были меньше, чем в Мюнхене, значительно меньше 0,1% годового бюджета СССР и чуть больше 10% годового бюджета Москвы. Эти расходы не могли отрицательно сказаться на развитии советской экономики.
Сравнительно небольшие затраты объяснялись главным образом тем, что строительство почти всех олимпийских объектов заранее было включено в десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Состоялась бы Олимпиада-80 в Москве или нет, все объекты, сооружаемые к Играм 1980 года, все равно были бы построены согласно Генеральному плану развития Москвы на 1971–1990 годы.
Олимпиада ускорила претворение этих планов в жизнь. Конечно, определенное перераспределение сил потребовалось, ведь семьдесят восемь олимпийских объектов Москвы – это тысячи кранов, бульдозеров, это армия строителей и проектировщиков. Однако жилищному строительству ущерб нанесен не был. В соответствии с пятилетним планом жилищный фонд Москвы каждый год увеличивался на 4,5 миллиона квадратных метров. Ежедневно независимо ни от чего около 500 московских семей, как и прежде, справляли новоселье, каждый год открывалось 60 детских садов и 21 школа. А темпы и объемы больничного строительства даже возросли.
Предполагалось, что некоторая часть расходов по подготовке к Олимпиаде будет компенсирована за счет экономической программы Оргкомитета «Олимпиада-80», предусматривающей получение доходов от лотереи «Спринт», использования эмблемы и других символов Московской Олимпиады на товарной продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, от специальных выпусков марок, сувениров и продажи прав на показ соревнований по телевидению.
Все вышеуказанные обстоятельства значительно облегчили финансовое бремя организаторов Олимпиады-80. Нет никаких оснований предполагать, что проведение Олимпиады в Москве могло отрицательно сказаться на советской экономике. Проведение Олимпиады в СССР стало мощным стимулом укрепления братских и дружеских связей между народами всего мира.