Денис ПАРФЕНОВ, депутат Госдумы (КПРФ), комментирует инициативу В. Путина о денонсации конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию:
«Президент Путин внес в Госдуму проект денонсации конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Она предусматривала:
– определение перечня преступлений, в совокупности образующих коррупцию;
– обязанность стран-участниц квалифицировать коррупционные дела в качестве уголовных;
– требование обеспечения безопасности свидетелей по коррупционным делам;
– обязанность стран-участниц по взаимодействию в области борьбы с коррупцией и ряд других положений.
Понятно, что выход нашей страны из конвенции обусловлен в большей степени международной повесткой, стремительной деградацией отношений РФ и Европы.
Однако стоит заметить, что с момента развала СССР, российские власти строили государственную систему, неприкрыто оглядываясь на Запад, и активно интегрируя ее с подконтрольными нашим недоброжелателям международными институтами. Россия вошла в ВТО, отбросив успешный Советский опыт СЭВ, перешла на Болонскую систему образования, послушно выполняла рекомендации международных финансовых институтов вроде Всемирного Банка или МВФ, предлагавших проводить пенсионные и другие антинародные реформы.
КПРФ неоднократно предупреждала об опасности такого подхода и несоответствии его коренными интересам народа нашей страны. Увы, нас годами не слышали. При этом именно коммунисты еще в 2013 году добивались ратификации 20 статьи Конвенции ООН против коррупции, нормы которой открывают возможности для создания действенных антикоррупционных механизмов. Внедрение в уголовное право понятия «незаконное обогащение» и тщательный мониторинг за расходами чиновников позволили бы существенно улучшить возможности по борьбе с коррупцией. Несмотря на то, что под инициативой Компартии подписались сотни тысяч россиян, власть отмолчалась и предпочла этому формальный подход.
Сегодня же, с началом СВО, власти РФ вынуждены поэтапно и вынужденно для себя выходить из многих соглашений с Европой, в том числе с такими громкими названиями, как «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию». Однако взамен ничего толкового правящий режим не предлагает, но антикоррупционные инициативы коммунистов держит «на паузе».
Очевидно, что правители страны опасаются нарушить главное правило следователя – «во время следствия, главное не выйти на самого себя».
Свежие данные из первых уст и по опросам взяты из докладов генпрокурора РФ И.В. Краснова и председателя СК РФ А.И. Бастрыкина.
В 2022 году в суды направлены дела в отношении более 9,1 тысячи лиц, обвиняемых в коррупционных преступлениях. При этом только за 9 месяцев 2022 года в суды направлено практически столько же дел, сколько за весь 2021 год. Арестовано и изъято у взяточников имущество на общую сумму более 62,2 млрд рублей.
Среди тех, кто привлечен к уголовной ответственности за коррупцию, в том числе: 1,4 тысячи сотрудников правоохранительных органов, 679 военных, 420 должностных лиц органов местного самоуправления, 356 работников системы образования и 259 работников системы здравоохранения.
В 2022 году среди фигурантов уголовных дел о коррупции, имеющих особый правовой статус, оказалось 66 депутатов органов местного самоуправления, 49 сотрудников правоохранительных органов, среди которых 29 сотрудников МВД, 10 следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета и 10 прокуроров и помощников прокурора. Лидером по количеству раскрытых коррупционных преступлений является Москва. Второе и третье места делят Подмосковье и Татарстан.
Следственный комитет РФ в 2022 году привлек к уголовной ответственности 60 должностных лиц за коррупцию в оборонно-промышленном комплексе и 250 – в сфере госконтрактов и госзакупок, в том числе 27 – при реализации государственного оборонного заказа.
Каждый второй предприниматель в России сталкивался с коррупцией в текущем году. Об этом говорится в исследовании «Бизнес-барометр коррупции» Торгово-промышленной палаты России. 29,8% заметили сильный рост уровня коррупции после введения санкций в отношении России.
Самой коррумпированной сферой предпринимательской деятельности в этом году стал вывоз твердых коммунальных отходов – его отметили 47,3% респондентов. Высока доля коррупции в проверяющих органах, а также в ведомствах, отвечающих за получение разрешений, справок, лицензирования, аккредитации.
Эксперты НИУ ВШЭ оценивают объем коррупционного рынка при госзакупках в 6,6 триллиона рублей. В среднем взятка обходится компании, претендующей на госконтракт, в 22,5% от его суммы.
72 тыс. должностных лиц, чьи дела расследовал СК РФ, предстали перед судом в России за коррупционные преступления.