Даже старожилы Сортировки не могут точно сказать, когда возникло это деревянное строение под номером 3 на улице 4-я Загорная: то ли до войны, то ли после. Говорят, здесь были амбары, которые затем переоборудовали под временное жилье. Дом сначала находился на балансе Пискарихинского спиртзавода, потом его передали городу. В 2010 году вроде бы запланировали провести капитальный ремонт дома, но члены комиссии, прибывшие на 4-ю Загорную, сразу поняли, что это ветхое строение лучше оставить в покое, иначе оно совсем развалится. Нижние бревна фундамента уже превратились в труху, крыша и потолки прогнулись, стены покрылись плесенью. В 2012-ом этот шестиквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Жильцы облегченно вздохнули: наконец-то они получат нормальное жилье. Но получили только те, кто жил в муниципальных квартирах, а собственникам (их трое) горадминистрация, образно говоря, показала известную фигуру из трех пальцев.
Все эти пять лет отчаявшиеся люди стучатся в двери высоких кабинетов, пытаются доказать, что жить в такое доме небезопасно. Но чиновники заняли круговую оборону, отделываются отписками.
– У нас уже столько бумаг-ответов скопилось, что ими впору стены квартир вместо обоев обклеивать, – грустно шутит старшая по дому В.Белякова. – Мы-то добиваемся, чтобы горадминистрация предъявила нам требование о сносе жилого дома, после чего по закону должно приниматься решение об изъятии земельного участка и жилых помещений.
К слову сказать, чиновники проигнорировали решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 октября 2016 года, в которым черным по белому написано: «Обязать администрацию г. Смоленска в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить предварительную процедуру, предусмотренную частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в части предъявления Беляковой Валентине Викторовне, Вишневу Юрию Олеговичу и Баловневу Юрию Александровичу требование о сносе признанного аварийным жилого дома 3 по улице 4-я Загорная г. Смоленска».
– Речь сегодня надо уже вести не только о нашем праве на жилье, но и праве на жизнь, – включается в разговор Н. Вишнева, супруга одного из собственников. – Горадминистрация даже не приняла к рассмотрению выводы специалистов об угрозе обрушения и эксплуатации дома. А пустующие после расселения квартиры, как установила экспертиза, все больше приходят в негодность. Кое-где уже сгнила электропроводка. Ложась спать, мы боимся, как бы не полыхнуло. Да и газовые трубы там не срезаны. Вот в такой пожароопасной обстановке сегодня и живем. А чиновникам все бара-бир, они своими интересами живут.
Когда этот номер готовился к печати, в редакцию снова позвонила В.Белякова.
–Требование о сносе дома мы на днях получили, – сообщила Валентина Викторовна. –До середины декабря нам предложено освободить свои квартиры. Но позвольте, а жить-то где? По закону, горадминистрация должна выкупить у нас земельный участок с находящимися на нем жилыми помещениями. Либо, по согласованию с собственниками, предоставить другое жилье. Ни того, ни другого чиновники делать не спешат. Ждут, что проблема сама собой рассосется? Или решили убаюкать нас? Не получится!
Смоленские чиновники сегодня уже бодро рапортуют о том, что программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья близка к завершению. Но жильцы дома №3 по ул. 4-я Загорная оптимизм местной власти не разделяют. У них есть на то основания.
В.Алексеевский.
г. Смоленск.