Бюджет любого государства отражает характер и состояние его экономики, основные направления политики власти, ее суть. Анализируя, из чего складываются доходы государственной казны и на что направляются ее расходы, можно уверенно сделать выводы о том, каковы приоритеты страны.
Все это прямо относится и к федеральному бюджету России, проект которого на 2019–2021 годы сейчас рассматривается в Государственной думе.
Вредные «достижения»
Реальная обстановка обязывала правительство сформировать бюджет, который отвечал бы следующим условиям:
– Значительное увеличение доходов и расходов бюджета относительно валового внутреннего продукта.
– Рост государственных инвестиций в развитие национальной промышленности, ее технологическое обновление.
– Принципиальное увеличение инвестиций в науку и образование, которые являются фундаментом развития любого государства.
– Укрепление обороноспособности, требующее наращивания соответствующих расходов.
– Усиление продовольственной безопасности и реализация программы импортозамещения. Активная поддержка сельхозпроизводителей.
– Увеличение финансирования социальных программ, позволяющих реально бороться с бедностью, способствующих повышению благосостояния граждан.
– Существенный рост финансирования здравоохранения, что вдвойне необходимо в условиях вымирания страны.
Предложенный правительством проект бюджета фактически не отвечает ни одному из этих важнейших условий.
Согласно этому проекту, расходная часть бюджета в 2019 году увеличивается по сравнению с 2018-м на 1,2 триллиона рублей. Это ровно столько же, сколько, по данным «Форбс», за 9 месяцев текущего года прибавили к своему суммарному состоянию 23 российских долларовых миллиардера. Богатство двух десятков главных олигархов растет в таком же масштабе, в каком увеличиваются расходы бюджета, от которого зависит благополучие всей России!
Вот тот вопиющий результат, к которому привели без малого три десятилетия капиталистического разбоя под руководством неолибералов.
Правительство с гордостью заявляет, что подготовило профицитный бюджет, то есть заложило в него превышение доходов над расходами. В 2019-м оно составит почти два триллиона, в 2020-м – 1,2 триллиона, в 2021-м – около триллиона рублей.
О тех же «успехах» заявляет и глава правительства Д.А. Медведев в своей недавней программной статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития». На самом деле никакой стратегии у правительства нет. И о бюджете, представленном в Думу, здесь почти ничего не говорится. Эта статья отражает не стратегию развития, а тактику замалчивания реальных проблем и подмены их решения общими фразами.
Ограничивая расходную часть бюджета под предлогом достижения его «сбалансированности» и бездефицитности, правительство душит страну, блокирует ее потенциальные возможности.
Это «классический» сценарий, диктуемый Международным валютным фондом и другими глобалистскими структурами в интересах транснационального капитала. В целях сохранения его контроля над экономикой формально независимых государств, которые на деле подвергаются беспощадной колонизации. Одним из ключевых механизмов этой колонизации как раз и является бюджетный процесс.
«Рост», равносильный падению
При таком незначительном росте ВВП на повышение уровня жизни работающих граждан рассчитывать не приходится. Их номинальные доходы по-прежнему будут отставать от инфляции. Короче говоря, обнищание продолжится. Это подтверждают и прогнозы Минэкономразвития: заработная плата в течение ближайшей трехлетки будет в среднем расти не более чем на 2–3 процента ежегодно. Она не превысит даже официально прогнозируемую инфляцию в 4–5 процентов, которая, по мнению независимых специалистов, занижена в правительственных расчетах как минимум вдвое.
Обнищание россиян становится хроническим. У 81% населения средств едва хватает на еду и одежду – в основном на самую дешевую. Только 19% могут позволить себе покупку товаров длительного пользования на те средства, которые зарабатывают, не прибегая к кредитам.
Об отсутствии позитивных перспектив свидетельствует колоссальный разрыв, заложенный в бюджетном проекте между темпами роста экспорта и импорта. Экспорт российской продукции, от которого зависят валютные поступления, за три года вырастет всего на 1,1%. А импорт, требующий валютных ресурсов, – на 21%!
С этим вопиющим бюджетным прогнозом прямо соотносится и запланированное в проекте бездушное сокращение финансирования программ поддержки российского крестьянства.
В 2019 году правительство планирует урезать государственную программу развития сельского хозяйства на 12 миллиардов рублей в сравнении с фактическими затратами этого года. А к концу трехлетки расходы на нее снизятся почти на 24 миллиарда. На техническую модернизацию аграрного сектора в следующем году будет выделено в 5 раз меньше средств, чем в текущем. Программа развития отраслей аграрно-промышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение, недосчитается трех миллиардов. А подпрограмму по устойчивому развитию сельских территорий, чрезвычайно важную для тех, кто трудится на земле, кабинет министров вообще выбросил на помойку. Как говорится, режут курицу, которая несет золотые яйца.
Это откровенно антинациональная политика. Она абсолютно не отвечает задаче импортозамещения. Подрывает конкурентоспособность и продовольственную безопасность России, которую сегодня пытаются загнать в угол с помощью санкций. И будут шантажировать тем жестче и циничнее, чем сильнее будет расти наша зависимость от поставок зарубежной продукции. Предпосылки для такой ситуации прямо закладывает предложенный бюджет.
Эта политика уже привела к фактическому захвату нашего рынка иностранным капиталом, удушая тем самым российское национальное производство.
Минимум две трети пищевой промышленности контролируется зарубежными собственниками. В секторе торговли доля иностранного капитала превышает 80%. В результате торговые сети отказываются принимать российскую продукцию и наводняют полки импортом – в основном низкокачественным, а зачастую и откровенно опасным для здоровья.
КПРФ уже неоднократно обращала внимание граждан и власти на то, что у нас фактически отсутствует отечественная торговля, способная поддерживать национальных производителей. Ее угробили те, кто лоббирует интересы иностранных производителей и поставщиков и помогает им получать гигантские прибыли ценой разрушения российской легкой и пищевой промышленности.
Но это лишь часть той гигантской проблемы, которую можно назвать самой настоящей оккупацией иностранным капиталом нашего промышленного сектора в целом. В стратегически важнейших отраслях от 70 до 99 процентов акций многих формально российских предприятий принадлежит иностранным компаниям и офшорам. Как правило, они подчиняются санкциям Запада, направленным против России. Потому что эти санкции вводят те страны, гражданами которых являются зарубежные собственники, захватившие наши предприятия. По сути, они – агенты наших противников. В росте российской экономики эта публика абсолютно не заинтересована. Ее волнует только личное обогащение, собственный капитал.
То же самое можно сказать и о нашей доморощенной олигархии, представляющей собой послушный «филиал» транснационального капитала. Она не укрепляет отечественную экономику, не финансирует ее развитие и модернизацию, а грабит страну, выкачивая из нее ресурсы и выводя гигантские средства за рубеж. То есть действует как иностранный легион, проводящий колониальную политику. И наличие у этих господ российских паспортов ничего не меняет.