Пять дней назад появилась информация о разблокировке мессенджера Telegram.
Получилось так, что Роскомнадзор не смог выполнить решение суда, ведомство одновременно является и истцом, и исполнителем. И борьба с терроризмом и прочей преступностью, на которую постоянно ссылался Роскомнадзор, отошла на второй план.
Эксперты прокомментировали данную новость, заявив, что, например, для государства все попытки блокировки оказались бесполезны, пострадавшими оказались вообще сторонние сервисы, не имеющие никакого отношения к мессенджеру. На это обращает внимание независимый аналитик Дмитрий Милин:
— Роскомнадзор в пике своего безумия по блокировке Telegram блокировал сотни тысяч ip-адресов ресурсов, не имеющих никакого отношения к мессенджеру Telegram. Мне как законопослушному гражданину РФ непонятно почему тогдашний руководитель Роскомнадзора г-н Жаров не на скамье подсудимых. По большому счету безнаказанной массовой блокировкой ip-адресов государство продемонстрировало, что Уголовный Кодекс на чиновников не распространяется и в своих «геростратовских», луддитских усилиях государству вообще никто указ, ни законы, ни Конституция (гарантирующая свободу слова), ни здравый смысл.
Авторы канала Кремлёвский БезБашенник уверены, что ничего не поменялось. Попытки блокировки только дали дополнительную рекламу.
— В Телеграме после таких решений властей не изменится ровным счетом ничего. Эффект от такой рекламы мессенджеру, которая была связана с запретом Телеграма и вызвала приток новых пользователей, особенно — в его полит-сегменте, на этот раз ожидать вряд ли приходится. Кто хотел и кому это было интересно — тот давно уже находится здесь.
Кремлёвский мамковед отмечает весь абсурд бывших блокировок – даже никто из чиновников их не рассматривал всерьёз.— Все и так продолжали им свободно пользоваться в течение двух лет блокировки, время от времени включая VPN. Хотелось бы напомнить, что вся наша элита, как раз спустя две недели после начала блокировки, в мае 2018 во время инаугурации Президента в ожидании церемонии живо обсуждала, кто каким VPN или прокси пользуется.
Люди, включая чиновников самого высокого ранга и так не переставали использовать Telegram, кардинально что-то разблокировка не изменит. Но должна же быть какая-то логика в действиях Роскомнадзора…
Канал Кстати связывает такое внезапное решение именно с голосованием. С ним вообще сейчас связано практически всё:
— На наш взгляд, новость о разблокировке Телеграм появилась не случайно за неделю до начала голосования по поправкам в Конституцию. Власть хочет показать элите и среднему классу, что она не упоротая и готова признавать свои ошибки. Типичный технологический ход, который в народе называют «оттепель». В целом можно оценить такую историю в парадигме «кнута и пряника». Это соответственно был пряник. Кнут тоже будет, но позже.
Никита Куликов усматривает в причинах разблокировки в первую очередь техническую составляющую и смирение властей. Хотели получить ключи шифрования, 2 года пытались, но кроме насмешек не получили ничего:
— Раньше в понимании Роскомнадзора Телеграм был централизованной системой с ключами в наличии. Но в последние несколько лет Телеграм активно разрабатывал свою блокчейн-платфрму. Единственное, что остановило – разногласия с американским регулятором. Бороться с мессенджером на блокчейне – абсолютно бесполезное занятие. Без единого центра никакие ключи не получить.
Дмитрий Милин указывает на то, что власти сами способствовали тому, что Telegram де-факто уже занял место СМИ. Мессенджер не станет площадкой для новых медиа, он уже ей является.
— В свое время нынешний Председатель Общественной палаты при президенте РФ г-н Фадеев пожаловался, что Телеграм каналы уничтожают российскую журналистику. Но Телеграм каналы не уничтожают российскую журналистику — они и есть российская журналистика, которая практически уничтожена государственной цензурой в остальных легальных СМИ. Разгром редакции «Ведомостей» тому очередной печальный пример. Анонимные Телеграм каналы стали де-факто источником честной и нецензурированной информации о России и мире. Так что для меня в 21-м веке по сути нет других достоверных и оперативных источников информации, кроме телеграм-каналов.
По оценке Медиатехнолога, разблокировка Телеграма – и есть признание полной технической недееспособности государства в части борьбы с мессенджером:
— «Разблокировка», конечно, это признание полной неспособности «выключить» телегу. Ведь решение было озвучено? Было. Испытания оборудования для глубокой фильтрации трафика вели? Вели. Поэтому, если бы получилось, никто бы сейчас и не дернулся, мы бы просто похоронили эту уникальную форму медиа, которая зародилась благодаря платформе Дурова на энтузиазме самых разных людей.
Можно сказать, что Telegram жил, живёт и будет жить. В нём по-прежнему останутся любимые анонимные каналы, сообщения по-прежнему защищены (есть такая надежда) от «товарища майора». Только теперь без неловкости в нём могут присутствовать и госорганы.