В трудное время живем: коронавирус, массовая безработица… Впрочем, и те, кто работает, месяцами не получают зарплату.
Правительство двадцать лет объясняло нам, что есть государственная кубышка «на чёрный день». Но открывать его и сегодня не собирается: мол, рано…
Видимо, знает, что самое плохое у нас ещё впереди… Через почту сайта yartsevo.ru обратилась работница муниципального унитарного предприятия «Объединение школьных столовых» с жалобой на серьёзную задержку заработной платы. Я попросил изложить суть дела в электронном письме. Но ответа не дождался.
Тогда обратился напрямую к руководителю предприятия «Объединение школьных столовых» (МУП «ОШС») Н.А. Артеменковой, чтобы прояснить обстановку.
Справка: Предприятие МУП «ОШС» создано в 1992 году. Оно включает в себя 7 школ со стационарными столовыми и 3 школы с буфетами-раздаточными. На предприятии работают 48 сотрудников, две единицы транспорта – «Газель» и УАЗ грузовой.
Учредитель – администрация МО «Ярцевский район». «Объединение школьных столовых» находится на самофинансировании, помощи из бюджета не получает.
Ещё до «коронакризиса» у предприятия уже были очень серьёзные многолетние проблемы. Во-первых, машинам более 25 лет, они требуют серьёзного ремонта, запасных частей. Изотермические емкости тоже изношены и требуют замены. Во-вторых, ежегодно снижается количество учеников школ. (Сокращается население – прим. ред). А число питающихся с каждым годом уменьшается из-за постоянного снижения уровня жизни, все меньше детей отдыхает в летних оздоровительных лагерях.
В-третьих, согласно областному постановлению, наценка на формирование наборов составляет от 20 до 55 % (в среднем 38-40%), что не покрывает расходы предприятия, которые и так сведены к минимуму.
В-четвёртых, субсидия на одного учащегося (1-4 класс) в течение 5 (!) лет не повышалась и составляла 27 рублей. В этом году субсидия чуть больше – 35 рублей на ученика.
Но не будем забывать про стоимость медицинского осмотра, инвентаря, посуды, повышение минимального размера оплаты труда до 11 280 рублей – все это, естественно, приводит к увеличению издержек, а доходы предприятия не покрывают расходы. Кстати, в издержках за первое полугодие 72 % составляет зарплата и 23 % налоги с заработной платы и отчисления во внебюджетные фонды.
Следует отметить, что школьные столовые являются закрытыми учреждениями и расширить клиентуру и выручку невозможно.
Как уже было сказано выше, на предприятии работают 48 человек. Глядя на ведомость по заработной плате, диву даёшься: зарплаты директора (18 618 рублей), главбуха (16 950 рублей) не намного превышают зарплату повара (12 30 рублей). Можно сказать, что все они трудятся на голом энтузиазме.
И вот вдруг грянула пандемия. Противоэпидемические мероприятия были назначены очень внезапно. Школы сразу же закрыли. Вечером нас, родителей, обзванивала учительница, просила, чтобы завтра в школу дети не приходили. Мой ребёнок ходит на продлёнку.
И когда я забирал его из школы, то ещё не знал, что уже объявлен карантин. Так и остались у многих в школе одежда, обувь, учебники и тетрадки на партах. Когда через месяц, при раздаче сухих пайков, нам разрешили забрать всё, почему-то вспомнился Чернобыль.
Пустая школа без учеников, а на партах – принадлежности и книжки. А в столовых – некоторый запас товара, закупленный впрок. Кто знал, что на нас свалится коронавирус?
Итак, с введением противоэпидемических мер школы закрыли, а муниципальное предприятие полностью потеряло выручку. А ведь там работают люди, которые должны кормить себя и своих детей.
Думаете, у кого-то из чиновников Ярцевской администрации во главе с Владимиром Макаровым или депутатов-единороссов районного Совета ёкнуло сердце: а как же там наши муниципальные работники? Не нужна ли им помощь?
Увы, они отгородились от проблем района, от проблем людей. Вроде как, это не наша компетенция. Конечно, если у тебя годовой доход свыше 40 миллионов рублей, как у глубокоуважаемого Сергея Калистратова, или 6 миллионов, как у Вячеслава Сальникова, и голова забита бизнес-идеями, то сложно думать о простых тружениках.
А очень грамотным юристам и экономистам из районной администрации пора не огород городить, а реорганизовать муниципальное унитарное предприятие в казённое и ввести прямое финансирование деятельности «Объединения школьных столовых» по смете. В конце концов, речь идёт о здоровье и полноценном питании детей. А то ведь депутаты районного Совета приняли такой бюджет, что на питание детей выделяют денег чуть больше, чем их выделяли в нацистских концлагерях.
Очень жаль, что депутаты в этих непростых условиях не находятся в «повышенной готовности». Они не желают вступиться за интересы работников даже собственного муниципального предприятия.
А ведь председатель постоянного комитета Ярцевского районного Совета депутатов по экономическим и финансовым вопросам Л.В. Ковная и ее коллега, председатель комитета райсовета по социальным и правовым вопросам Н.В.Рыжанкова могли бы заняться решением экономических проблем МУП «ОШС» и навести порядок с соблюдением трудового законодательства на предприятии.
Очень стыдно, когда его работники во главе с директором вынуждены стучаться во все инстанции. Руководство МУП «ОШС» направило обращение на имя губернатора с просьбой посодействовать в выделении субсидии. В противном случае к началу нового учебного года школьные столовые останутся без питания для детей, а работники предприятия так и будут сидеть без зарплаты.
До боли знакомая картина: как всегда, чиновники на местах доводят ситуацию до точки кипения, а потом начинают удивляться — почему это люди обращаются на самый верх? Да потому что внизу их не слышат, от них отворачиваются!
Ю. Бухалов