Примерно месяц назад президент России Владимир Путин озаботился ростом цен на продукты питания. В ходе совещания, которое состоялось 9 декабря прошлого года президент заявил, что считает недопустимым значительное подорожание макарон, сахара, муки и других продуктов. Кремлевские политологи и СМИ тут же раздули из этого событие галактического масштаба. Ничего удивительного, ведь по данным ВЦИОМ, около 40 % россиян вынуждены существенно экономить на еде. Рост цен эта огромная группа граждан ощущает на собственном желудке. Правда, как и во многих других случаях, данное начинание главы государства, не увенчалось успехом. По информации Росстата, только в предновогоднюю неделю индекс потребительских цен составил 100,2%. Больше всего подорожали куриные яйца (2,3%) и плодоовощная продукция (2,2%). Выросли в цене также мясо кур, макароны, свинина, мука, говядина, гречка, шоколад и другие важнейшие товары. Справедливости ради, немного подешевел сахар (-1,8%). Правда, до этого цены на него взлетели примерно на 71%, так что ценовой отыгрыш получился совсем незначительным. Возможно, именно поэтому федеральные телеканалы в одно мгновение забыли про обещание Владимира Владимировича в кратчайшие сроки, чуть ли не за пару недель, разобраться с ростом цен. Ещё раз повторюсь: вся эта история имела не практический, а сугубо политический смысл. С ценами бороться никто не планировал. Да и не мог. И вот по каким причинам.
Во-первых, мы все живем в условиях капиталистической экономики. Цель свободного рынка, столь пестуемого и президентом, и правительством, — извлечение максимально возможной прибыли. Таков закон капиталистической экономики. Обуздать рынок государство не в силах. Особенно государство, которое само по себе принадлежит крупному бизнесу и действует сугубо в его интересах, чему есть масса подтверждений из нашей жизни. В подобных условиях призывы к «социальной ответственности бизнеса», который вдруг должен прислушаться к голосу совести или окрику из Кремля, просто смешны. Экономичская модель, которую вы же сами и построили, так не работает.
Во-вторых, президент России, имеющий кандидатскую степень по экономике должен понимать хотя бы азы ценообразования. Стоимость условной буханки хлеба в ближайшем магазине складывается из производственных и транспортных расходов, налогов и акцизов, торговой надбавки и пр. Понимает ли Владимир Путин, что, повышая НДС, топливные акцизы и тарифы ЖКХ, он делает рост цен абсолютно неизбежным? Осознает ли тот факт, что девальвация рубля программирует рост цен на любой импорт от продуктов питания и лекарств до промышленного оборудования, стоимость которого потом войдет в цену уже российского товара? В курсе ли президент, что производитель включает в цену в том числе и платежи по неподъемным кредитным ставкам, установленным Центральным Банком? Если да, то к чему весь этот спектакль? Если нет, то откуда у президента степень по экономике?
Раз уж вы решили бороться с ценами, занимайтесь смягчением налоговой политики, реальным импортозамещением. Прекратите безудержный рост коммунальных тарифов и займитесь кредитными ставками. Стимулируйте инвестиции в модернизацию производства, стройте объекты транспортной инфраструктуры, то есть снижайте издержки производства. Разумеется, эти меры — не панацея от роста цен, но они способны поднять реальные доходы граждан. И тогда рост цен не будет для них столь болезненным.
В общем, одно дело — играть в Деда Мороза, который хочет подарить людям предновогодне снижение цен (хотя и этого, как мы видим, не получилось). Другое дело — проводить системную и последовательную экономическую политику в интересах большинства граждан. Первое — не сулит народу ничего хорошего. Одна картинка и никакого содержания. Как всегда.
А. Шапошников,
Депутат Смоленской областной Думы