В розничном товарообороте СССР, если учесть всю государственную, кооперативную и рыночную торговлю, удельный вес 6000 городских рынков составлял 2 с небольшим процента. Но если ограничиться продовольственными продуктами, то их доля возрастет до 4 с лишним процентов.
Магазин есть магазин, рынок же в условиях социалистического общества – довольно специфическое явление.
Прежде всего, в СССР не принято было говорить «частный» рынок, т. к. в стране нет частной собственности. По традиции рынки называли колхозными, хотя и это название не совсем полно отражало суть дела. Не только коллективные хозяйства (колхозы) или члены колхозов, но и рабочий государственного совхоза, житель пригорода независимо от места работы, пенсионер или домохозяйка, словом, любой гражданин имел право привезти на рынок продукты собственного сельскохозяйственного производства (цветы, овощи, ягоды и т. п.), занять место у прилавка и торговать тем, что он привез, в неограниченном количестве и по цене, которую он сам установит.
Ограничений было немного, и они строго мотивированы. Не разрешалось торговать несовершеннолетним (педагогические соображения); нельзя было продавать предметы домашнего обихода (для этого существовали комиссионные магазины); запрещена спекуляция, т. е. перепродажа купленного по повышенной цене; нельзя торговать вином (государственная монополия), солеными и маринованными грибами (практически невозможен санитарный контроль), а также дикорастущими цветами в тех районах, где естественная флора находилась под охраной.
В рыночной торговле участвовали также колхозы (некоторые имели собственные павильоны и магазины на территории рынка, работающие круглогодично либо в сезон), государственные и кооперативные предприятия и организации общественного питания. Как правило, на крупных рынках были государственные промтоварные, мебельные и хозяйственные магазины. Это для удобства сельских жителей: продав свой товар, они могли тут же купить то, что им нужно.
«Питали» рынки приусадебные участки сельских жителей. Из 50 млн. тонн картофеля, выращиваемого в личных подсобных хозяйствах, примерно 40 млн. тонн потребляли владельцы приусадебных участков (едят сами и откармливают свой скот), 4 млн. тонн реализовывались через посредника – государственную или кооперативную заготовительную организацию и затем через магазины, а около 5 млн. тонн продавались на колхозных рынках, что называется, из рук в руки – от вырастившего картофель к городской домохозяйке.
Этот пример дает наглядное представление о роли рынков в обеспечении городского населения СССР продуктами питания. Она относительно невелика, но сбрасывать ее со счетов невозможно.
Сила рынка в том, что он может предложить более широкий ассортимент продуктов – естественное достоинство мелкотоварного производства. Рынок в СССР все больше и больше ориентировался на индивидуальный, а порой и редкий спрос. Рост доходов и заработной платы в Советском Союзе не просто увеличивал спрос, но и расширял диапазон потребностей.
По материалам csruso.ru