Отчёт фракции КПРФ за шестую (весеннюю) сессию восьмого созыва Госдумы занимает увесистый том, где собраны материалы о пяти проведённых депутатами «круглых столах» и шести парламентских слушаниях, выступления на «правительственных часах» и многочисленные вопросы, адресованные правительству, Центробанку, федеральным органам исполнительной власти по самым злободневным проблемам. Большой раздел занимают проекты законов, подготовленные членами фракции КПРФ или при их участии. Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся 217 законопроектов, внесённых коммунистами. В эту сессию принято Госдумой 79 проектов законов, где авторами или соавторами выступили представители фракции Компартии, отклонено 38. И это только вершина «айсберга» законодательной деятельности фракции КПРФ.
Местное самоуправление под угрозой
Муниципальная «реформа», смысл которой в ликвидации органов местного самоуправления на уровне поселений, началась с принятия регионами законов, регулирующих этот процесс. Нездоровая тенденция получила поддержку на федеральном уровне, когда «единороссы», депутат Госдумы П. Крашенинников и сенатор А. Клишас, инициировали законопроект о встраивании местного самоуправления в единую систему публичной власти. Накануне начала спецоперации Госдума приняла его в первом чтении.
Понимая всю опасность такой «реформы», которая приведёт к ещё большему обезлюдению российских сёл, депутаты-коммунисты в июне 2022 года вышли с законодательной инициативой, запрещающей на период СВО принятие законов, меняющих систему и структуру органов власти, без положительного заключения президента. Фракция КПРФ внесла свой законопроект в перечень приоритетных. Однако парламентское большинство проигнорировало этот сигнал тревоги.
Зачем России золото?
Приоритетный законопроект фракции КПРФ об уточнении функций и полномочий Банка России в первую очередь определял, куда может быть использован золотой запас России: для осуществления кредитно-денежной политики государства, обеспечения устойчивости рубля и удовлетворения экстренных потребностей нашей страны при чрезвычайных ситуациях. Сейчас эта «подушка безопасности» не работает.
Кроме того, законопроект возлагал на Банк России ответственность за валютную политику, которая должна быть направлена на повышение благосостояния населения и ускорение темпов экономического роста экономики, и за инвестиционно-кредитную деятельность кредитных организаций в стратегически важных секторах экономики России. Также устанавливались дополнительные требования к кандидатам на должность председателя Банка России и членов Совета директоров.
Больной вопрос
Вопрос, который решался поправкой в статью 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», внесённой членами фракции КПРФ для служивых, больной во всех смыслах. По действующему закону, если у военнослужащего во время его нахождения на амбулаторном лечении заканчивается срок контракта, то его обязаны исключить из списков личного состава воинской части с требованием немедленно освободить казённое жильё и сдать имущество. Законопроект устанавливал запрет на такие действия, нарушающие права людей в погонах.
Налоговые баталии
Рассмотрение во втором чтении законопроекта о совершенствовании налоговой системы, квинтэссенция которого — введение прогрессивной шкалы подоходного налога, превратилось в битву за поправки. Идея налоговой прогрессии — одно из программных требований КПРФ. Пойдя на некоторые уступки, правительство и «единороссовское» большинство Госдумы установили, однако, для крупного бизнеса щадящий налоговый режим. Фракция КПРФ вынесла на обсуждение палаты целый ряд принципиальных поправок.
Поправка 49 из таблицы 2 устанавливала следующую шкалу прогрессии НДФЛ: при годовом доходе меньше 12 минимальных размеров оплаты труда — 0%; до 5 миллионов рублей — 13% (по предложению правительства доходы от 2,4 миллиона рублей до 5 млн рублей облагаются налогом по ставке 15%, что ухудшает положение «среднего класса»); от 5 до 7,5 млн рублей — 15%; от 7,5 до 20 млн рублей — 18% (в принятом законе эта ставка действует от 5 млн рублей); от 20 до 50 млн рублей — 20%; от 50 до 100 млн рублей — 22%, свыше 100 млн рублей — 30% (в принятом законе 22% — максимальная ставка, которая применяется к доходам свыше 50 млн рублей). Кроме того, эту градацию предлагалось распространить и на дивиденды, для которых правительство и думские «единороссы» определили налоговый максимум в 15%, что позволяет крупному бизнесу и впредь набивать свои бездонные карманы.
Поправка 104 из той же таблицы увеличивала с 2 до 5% предел ставки местного налога на недвижимое имущество физических лиц, стоимость которого превышает 300 миллионов рублей (так называемого налога на роскошь). Согласно принятому закону, она не может быть выше 2,5%.
Поправка 79 предусматривала возврат в региональные бюджеты одного процентного пункта налога на прибыль, который был у них изъят более пяти лет назад. Мера вводилась как временная, но срок возврата переносился уже три раза и сейчас отодвинут до 2030 года.
Поправка 75 устанавливала стопроцентное возмещение предприятиям обрабатывающей промышленности расходов на модернизацию и установку нового оборудования, а также предусматривала увеличение поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Поправка 5 отменяла НДС, уплата которого при определённых условиях вменяется в обязанность малому и среднему бизнесу, работающему по упрощённой системе налогообложения.
Медуслуги и рыночная «справедливость»
Фракция КПРФ считает, что государство обязано регулировать цены и на товары первой необходимости, и на медуслуги.
Поправка в статью 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подготовленная во фракции коммунистов, давала право регионам ограничивать стоимость платных услуг, оказываемых частными медицинскими центрами, в случае если эти услуги предусмотрены территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Обзор подготовила Татьяна ОФИЦЕРОВА
gazeta-pravda.ru