30 марта в Госдуме министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев встретился с Комитетом по аграрным вопросам и Комитетом по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Были обсуждены вопросы развития и поддержки отечественного агропромышленного комплекса.
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин в своем выступлении заострил внимание на задачах повышения эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ и, в первую очередь, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ.
О том, чего ждать от цен и что будет с поставками продуктов в магазины, говорил с депутатами министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. В частности, он сообщил о спаде ажиотажного спроса.
Депутат Госдумы, член Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Н.Н. Иванов, представляющий Брянскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую области, поднял вопросы стратегического планирования в области развития сельского хозяйства и сельских территорий страны в связи с недостаточным их финансированием из федерального бюджета:
— Реализация мер, намеченных в основных документах стратегического планирования, в полной мере в 2021 году оказалась невозможной. Уровень расходов федерального бюджета на реализацию второго этапа Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия оказался существенно ниже объема средств, выделенных на данную программу в предыдущем году. Финансирование Государственной программы комплексного развития сельских территорий по сравнению с исходным паспортом на 2022-2024 годы в федеральном бюджете сокращено в 4,7 раза. Финансирование Госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации еще до начала ее реализации с 2022 года также сокращено в федеральном бюджете на этот период по сравнению с исходным паспортом на треть.
Какие меры, по Вашему мнению, необходимо Министерству и Правительству РФ принять для выделения дополнительных средств из федерального бюджета для восстановления финансовых показателей, заложенных в указанных государственных программах? Ведь ситуация с восстановлением потенциала сельских регионов страны стала крайне критической и действовать дальше, планируя ежегодное недофинансирование сельского хозяйства, чревато негативными последствиями для страны.
Кроме того, в настоящее время остро стоит вопрос обеспечения эффективного и справедливого возврата сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, поступающих в федеральный бюджет от вывозных таможенных пошлин на зерно. По экспертным оценкам, дополнительные доходы федерального бюджета от повышения таможенных пошлин на зерно, масличные культуры и сою в 2021 году составят свыше 200 млрд рублей. Вместе с тем, на сегодняшний день принято решение о распределении между сельскохозяйственными товаропроизводителями страны всего 10 млрд рублей от дополнительных доходов от продажи сельхозпродукции за рубеж, поступивших в федеральный бюджет.
Очевидно, что финансовый механизм учета и распределения средств, полученных от вывозных таможенных пошлин на указанные виды сельскохозяйственной продукции (Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 117 и № 118), непрозрачен и не обеспечивает целевое распределение этих средств конкретным сельским товаропроизводителям.
Какой объем поступления дополнительных доходов от вывозных таможенных пошлин на зерно, масличные культуры и сою, поступивших в федеральный бюджет в 2021 году, ожидается по данным Вашего Министерства?
Какие меры предпринимает Министерство сельского хозяйства РФ для совершенствования информационных технологий и программ по учету и контролю за распределением средств от поступления вывозных таможенных пошлин на зерно в федеральный бюджет в целях обеспечения прозрачности и эффективности установленного регулирования?
Поддерживаете ли Вы предложение фракции КПРФ о направлении 50% средств, полученных от пошлин на зерновые, на финансовую поддержку производителей зерновых культур, масличных культур и сои, а также направление остальных 50% этих средств на увеличение объемов финансирования программ льготного кредитования и мер государственной поддержки производства продукции животноводства, технической модернизации АПК и т.д.?
В течение 2021 года цены на основные виды минеральных удобрений возросли в 2-3 раза. Комплекс мер, принятых Правительством Российской Федерации по стабилизации рынка удобрений, ощутимых результатов не дал: цены на удобрения продолжают расти. Какие дополнительные меры планируется принять Министерством и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступных цен на минеральные удобрения для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей?
В настоящее время сложился диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и на важнейшие составляющие ее себестоимости — электроэнергию и дизельное топливо. Это приводит к падению прибыли сельскохозяйственных организаций, ухудшению их финансового состояния и инвестиционной привлекательности. В частности, на территории Воронежской и Белгородской областей закупочная цена 1 литра молока составляет 25 рублей, а цена 1 литра дизельного топлива — 49 рублей. Цены на электроэнергию и условия ее приобретения для сельскохозяйственных организаций приравнены к ценам промышленных предприятий, они не учитывают такие факторы сельскохозяйственного производства, как сезонность и климатическую нестабильность. Планирует ли Минсельхоз России предпринять меры по снижению негативного влияния цен на энергоносители и дизельное топливо, как важнейшие факторы себестоимости сельскохозяйственного производства?
И еще проблема роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости становится все более острой для населения. Меры, принятые Правительством Российской Федерации для их стабилизации, оказались сведены к ограничению цен производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Вместе с тем, основное удорожание продовольствия для конечного потребителя происходит в сфере переработки и торговли за счет установления многократных торговых наценок на закупаемую сельхозпродукцию. Будет ли Министерство сельского хозяйства РФ ставить в Правительстве Российской Федерации вопрос о корректировке и изменении существующего механизма ценообразования на продовольственные товары?
Поддерживаете ли Вы позицию по вопросу о необходимости изменения системы государственного регулирования потребительских цен с учетом первичных цен на продукцию сельхозтоваропроизводителей, а также роста цен на продовольственные товары за счет многократных наценок, осуществляемых посредниками, перерабатывающими и торговыми организациями, а также о необходимости введения контроля и ограничения на уровень торговых наценок при многократных операциях при закупках продовольственных товаров?
Минсельхоз России считает, что необходимо обнулить пошлину на ввоз говядины и свинины в рамках квоты, чтобы облегчить доступ импорта на наш рынок. Насколько мы зависимы от импорта по основным видам продовольствия, в частности, по мясу? Какие шаги необходимо предпринять Министерству и Правительству Российской Федерации, а также, какие меры господдержки Вы считает необходимо принять, чтобы России уйти от этой зависимости и развивать своё производство мяса – поднимать животноводство?
Достаточны ли, на Ваш взгляд, меры господдержки для производителей сельхозпродукции и сопутствующих отраслей промышленности, наиболее эффективно реализующих эту поддержку, например, сельхозмашиностроения? Поддерживаете ли предложения по вопросу расширения временного горизонта планирования этой системы господдержки для отечественных товаропроизводителей, хотя бы на период до 3 лет, а не ежегодного как сейчас?
Во фракцию КПРФ поступает большое количество обращений от сельскохозяйственных товаропроизводителей от Калининградской области до Алтайского края.
Намерено ли Министерство сельского хозяйства РФ обратить внимание на проблемы в приграничных территориях Российской Федерации и разработать реальный комплекс мер по поддержке представителей ЛПХ и мелких сельхоз товаропроизводителей?
В советское время была разработана продовольственная программа, по которой помимо прочего, населению выдавались бесплатно земельные участки, за счет предприятий строились водопроводы, подъездные пути и устанавливались приемные пункты по заготовке дачной продукции, при этом налогами эта деятельность не облагалась. Сегодня все наоборот — все платно и все облагается непомерными налогами.
Считаете ли Вы возможным и нужным с целью более полного удовлетворения внутреннего рынка сельхозпродукцией возродить принципы «дачного» земледелия по образу и подобию, действовавшим в период советского государства?
В России катастрофически падает поголовье крупного рогатого скота и особенно коров, которые выращиваются в основном в личных подворьях граждан. Заметно, что со стороны Министерства никаких мер по этому поводу не предпринимается. Не далек тот день, когда натуральное молоко и красное мясо станут для граждан России полностью импортными.
Почему министерство не решает проблему увеличения поголовья крупного рогатого скота при наличии положительного опыта обеспечения населения куриным и свиным мясом?
В России не возделывается около 40 миллионов гектаров пахотных земель. Уже 20 лет эти земли зарастают лесом, но мер Минсельхоз для введения их в сельхозоборот не принимает. Не считает ли Министерство возможным и нужным отказаться от частной собственности на землю при введении пожизненного наследуемого владения, для решения вопроса освоения пустующих земель?
Для малых сельхозпредприятий государственное субсидирование сократилось в два раза в сравнении с 2019 годом. Минсельхоз России с большим опозданием предоставил гранты для сельскохозяйственных организаций на покупку племенного скота, из-за чего цены на племенной скот отечественной селекции резко опустились, что сделало развитие данного направления невыгодным. Имеет место слабая господдержка фермерских хозяйств, предпочтение отдается крупным агрохолдингам.
Приоритетное развитие агрохолдингов при максимальной их поддержке государством не дают возможности сельским жителям заниматься подсобным хозяйством, в результате чего практически до нуля сократилось количество животных и птицы в личных подворьях.
Планируется ли в 2022 году принять меры по дополнительной государственной поддержке фермерских хозяйств?
Государство не принимает эффективных мер по недопущению роста цен на корма, кормовые добавки, премиксы, что приводит значительному увеличению себестоимости мясомолочной продукции и яиц. В результате с учетом снижения покупательной способности граждан вследствие снижения реальных доходов большинства населения нашей страны стагнирует производство и ухудшается финансовое положение производителей мясомолочной продукции и яиц.
Планируется ли принять необходимые меры по сдерживанию роста цен на корма?
По данным Росстата: по итогам 9 мес. 2021 года объём производства для всех сельхозпроизводителей упал на 4,3% относительно аналогичного периода прошлого года и это при большом росте цен. При этом ВВП России заметно подрос. В прошлые годы сельхозпроизводство являлось локомотивом экономического роста, а сегодня наблюдаем обратную картину.
Каковы, на Ваш взгляд, основные причины падения уровня сельхозпроизводства в стране, и какие государственные меры предполагается предпринять для его преодоления?
Объем субсидий сельскому хозяйству в России в 2020 году составил 132 миллиарда рублей (менее 2 миллиардов долларов). В то же время в ФРГ объем таких субсидий превысил 6, 84 миллиарда евро.
Как министерство расценивает такое положение? Почему субсидии сельскому хозяйству России в сравнении с другими странами так незначительны?
В РСФСР в 1990 году было более 20 миллионов коров и производилось 55 миллионов тонн молока. В 2020 году при поголовье коров в 7, 8 миллиона было произведено 32 миллиона тонн молока. Россия закупает десятки тысяч тонн сыра, масла и сухого молока за границей, вместо молока закупается более 1 миллиона тонн пальмового масла в год.
В чем причины такого кризиса молочного животноводства и какие меры Минсельхоз России предлагает для ликвидации проблем с молоком?
Какова зависимость России от импорта из-за рубежа семян, средств защиты растений и сельхозтехники? Какие меры предпринимаются, чтобы ослабить эту зависимость?
По мнению экспертов, расширенная ответственность производителей (РОП) увеличит стоимость конечного продукта по ряду продуктов до 20%. Насколько своевременна данная мера и возможно ли ее введение в действие перенести на 2025 год?
Сохранение местных пород сельскохозяйственных животных — важная государственная задача. Многие породы балансируют на грани вымирания (холмогорская порода КРС, Костромская порода КРС, мезенская лошадь и т.д). Один из механизмов поддержки отрасли — субсидии племенного животноводства. Уже несколько лет буксует решение по увеличению вдвое субсидий заводчикам региональных племенных пород. Когда Министерство и Правительство России планируют принять соответствующее решение? Считаете ли Вы такое увеличение достаточным?
Ответы на эти и другие поставленные вопросы парламентарии рассчитывают услышать в ближайшее время.