Недавно в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция Межрегионального Профсоюза Работников Образования «Учитель» — второго по численности объединения независимых профсоюзов в стране. Конференция называлась «Педагогическая аттестация как инструмент психологического насилия на рабочих местах».
Г. Габриелян: «На пресс-конференции рассказали о том, как работает механизм воздействия на «строптивых» учителей. Речь шла о педагогическая аттестации. Дело в том, что методика аттестации зачастую организована и устроена таким образом, что, хотя каждый ее аспект не противоречит законам, но их интерпретация администрацией учебных заведений делает ее незаконным инструментом воздействия на педагогов и позволяет уволить их в обход Трудового Кодекса.»
К примеру, преподаватель Ю. Маркова из Санкт-Петербурга уже около двух лет судится с администрацией. Она выиграла 11 судов по дисциплинарным взысканиям и незаконному увольнению. Но система аттестации делает ее совершенно беззащитной перед возможным грядущим увольнением.
М. Капустина из Москвы, учитель начальных классов, три года как уволена после аттестации на соответствие занимаемой должности, проведенной вразрез с методиками профильного министерства, произвольно директором.
Сергей Онищенко, учитель информатики в средней школе был уволен после аттестации на соответствие занимаемой должности и восстановлен судом.
Мы перечислили лишь несколько примеров, коих огромное количество. И во всех случаях речь идет об опытных педагогах. На конференции рассказали, в чем заключается механизм манипуляции в процессе прохождения аттестации.
«Аттестация – есть инструмент проверки повышения квалификации и, что важно, присвоения категории учителям и преподавателям. Чем выше категория, тем выше авторитет и, естественно, заплата педагога. Согласитесь, что это с виду — прекрасный механизм влияния. Однако, на деле реализуется он в основном не в пользу учителей и школьников, а больше в пользу школьных администраций, которые получают послушных и лояльных работников, а также в пользу чиновников от образования.
Аттестация на квалификационные категории обычно предполагают участие в многочисленных конкурсах-однодневках, а также посещение курсов сомнительного уровня без права выбора. Организаторы конкурсов и курсов получают деньги из бюджета. Учителя работают за призрачную перспективу — набрав «баллы», получить в будущем копеечную надбавку. Стараясь заработать как можно больше «баллов» учителя вовлекают и без того перегруженных детей в различные «мероприятия». Требования могут быть разными согласно региональным положениям, но, как правило, все они не имеют отношения к реальному качеству уроков, но требуют растраты сил и средств.
Если же учитель или преподаватель колледжа не желает принимать участие в подобных процедурах, его или ее ждет другое испытание: аттестация на соответствие занимаемой должности. Здесь уже действует федеральное Положение, не содержащее критериев соответствия (они могут быть любыми по усмотрению администрации), но позволяющее уволить работника без права апелляции. Фактически система аттестации – это система легализованного увольнения в обход Трудового Кодекса. Это психологическое, а точнее – институциональное насилие, осужденное Международной организацией труда.»
По мнению представителей профсоюзов, абьюз на рабочих местах делает работников подавленными и пассивными. В итоге не только никак не подтверждается мастерство преподавателя, но наоборот – даже самый квалифицированный работник не гарантирован от увольнения.
Напомним, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, считается, что учащиеся должны развиваться свободно и максимально творчески. Соответственно и их преподаватели должны быть креативны и свободны. На практике же в России так не получается.