6 ноября 2020 года, на очередном заседании Монастырщинского районного Совета, Глава муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области господин Титов В. вдруг складывает свои полномочия по собственному желанию. Вы спросите: «А почему так?» А мы и сами не знаем. Может быть, причиной послужило то, что прокуратура совместно с Администрацией Смоленской области уже ВТОРОЙ раз направила в районный Совет информацию о нарушении данным чиновником антикоррупционного законодательства и, соответственно, просьбу разобраться по существу. Некоторые молвят, что совесть «заела» чиновника, а кто-то – что и на покой пора. Дети, мол, устроены, здание зятем под аренду супермаркета построено, так что можно и для себя пожить. В общем, правду только он сам и знает.
Ну и что депутаты? Какое решение они принимают?
Депутаты-«единороссы», как «порядочные люди», дружно проголосовали за его отставку по собственному желанию (ну, действительно, не отправлять же такого достопочтимого чиновника по компрометирующим основаниям (за нарушение антикоррупционного законодательства) и, чтобы не оставлять район без руководства, назначили выборы нового Главы на март 2021 года, в связи со сложившейся ситуацией. Вот здесь начинается самое интересное!
В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изначально была норма, препятствующая выходить на выборы главам муниципальных образований, которые сами ушли в отставку, либо были отрешены от должности главы губернатором (в первоначальной редакции также фигурировало отрешение от должности в связи с выражением недоверия населением), если эти выборы были назначены в связи с этой отставкой или отрешением главы.
Для предотвращения некоторых подобных хитростей в 2015 году в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми аналогичные правила были распространены на местных депутатов. Такие же правила действуют для губернаторов, но с оговорками о возможности получения согласия Президента РФ на баллотирование на губернаторских выборах после досрочного прекращения полномочий. Плюс такая немаловажная составляющая, как морально-этическая.
Казалось бы, ну дали тебе возможность уйти «по собственному» – радуйся. Но, видимо, три месяца отдыха и хорошее знание юриспруденции сделали своё дело, и бывший Глава снова подает документы в конкурсную комиссию для участия во вновь назначенных выборах в связи со сложившимися обстоятельствами (его уход по собственному желанию). Согласно законодательству, Главу муниципального образования в Монастырщинском районе выбирают депутаты районного Совета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Как вы, наверное, уже догадались, из 4 кандидатов (которые выдвинули свои кандидатуры для участия в данных выборах) конкурсная комиссия допускает только двоих. Бывшего Главу и его зама. Ну, чтобы наверняка. На самих выборах в районном Совете те же депутаты-«единороссы», которые дружно голосовали за уход Титова «по собственному», на этот раз также дружно голосуют за его возвращение!
Казалось бы, очевидна абсурдность такого поведения: добровольно уволиться и снова подать документы на ту же должность. Однако, не забывайте, первоначально прокуратура неоднократно направляла в районный Совет информацию о нарушении этим высокопоставленным чиновником антикоррупционного законодательства. Выходит, таким способом чиновник просто «обнулился»?
Ни конкурсная комиссия, ни районная прокуратура не нашла в этом действии (повторное избрание) нарушение закона. Прецедент, который создался, очень дурно пахнет. Теперь выходит, что любой глава муниципального образования может по своей прихоти (самодурство либо нарушение закона) вот так спокойно уволиться по собственному желанию, а потом, через пару-тройку месяцев, с помощью лояльных депутатов вернуться в насиженное кресло «обнуленным»? Так и получается. Надеюсь, суд встанет на сторону здравого смысла.
Д. Якушенков