Газета «Правда» уже рассказывала, что Смоленск, расположенный на границе с Белоруссией, не имеет своего аэропорта. И поэтому с этим красивым древним русским городом нет авиационного сообщения, что не только мешает развитию туризма, но и доставляет много неудобств жителям, которые вынуждены совершать перелёты из других регионов.
Между тем в советские времена в Смоленске были две воздушные гавани: гражданский аэропорт «Южный» в посёлке Тихвинка и военный аэродром «Северный» возле авиазавода. Причём из «Южного» самолёты летали не только почти во все районные центры области, но и в 13 городов СССР, в том числе в Москву, Ленинград, Минск и Киев.
В 1983 году в Смоленске был построен современный аэровокзальный комплекс, что позволило увеличить число авиапассажиров до 40 тысяч в год. Однако после развала Советского Союза в 1991 году и моментально начавшейся гиперинфляции многократно подорожало авиационное топливо, что сделало полёты невозможными. И смоленский гражданский аэропорт «Южный» фактически прекратил свою деятельность.
Областные власти периодически собирались реконструировать гражданский аэропорт «Южный», но до дела так и не доходило. Более-менее конкретные разговоры об этом начались зимой 2008 года. И, как ни странно, первым идею модернизации смоленского аэропорта «Южный» высказал тогда мэр Москвы Юрий Лужков. У правительства Москвы был проект по строительству аэропортов в регионах, окружающих столицу.
Сообщалось, что уже даже обсуждается «вопрос об учреждении правительством Москвы и администрацией Смоленской области акционерного общества, которое займётся восстановлением и реконструкцией аэропорта «Южный» в Смоленске».
Стоимость проекта составляла около 1 млрд рублей, при этом правительство Москвы брало на себя 75% затрат, доля Смоленской области составляла 25%. Было уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а его реализация предполагалась в 2009—2011 годах.
В рамках проекта планировались реконструкция и удлинение взлётно-посадочной полосы аэропорта «Южный», установка современного аэронавигационного оборудования и строительство нового современного аэровокзала. После реконструкции из обновлённого смоленского аэропорта самолёты должны были совершать рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Курск, Орёл и Белгород.
Но, увы, что-то тогда не срослось, и все эти планы остались только на бумаге. Вполне возможно, что ничего не получилось из-за того, что в апреле 2010 года в Смоленске упал польский президентский самолёт, а в сентябре того же года Лужков перестал быть мэром столицы.
Затем, в 2011 году, часть земель и инфраструктуры аэродрома «Южный» были переданы в бессрочное пользование Смоленскому региональному отделению ДОСААФ России, а оператором «Южного» стал местный авиационно-спортивный клуб «Полёт». С 2020 года на аэродроме работает общественное объединение «Аэроклуб «Линия горизонта».
И теперь аэродром «Южный» используется только для полётов частной авиации, а также как взлётно-посадочная площадка для вертолётов ЗАО «Смоленск-аэротранс». Помещения в бывшем здании самого аэропорта давно сдаются в аренду различным организациям.
Недавно появилось обращение коллектива ветеранов смоленского АСК «Полёт» ДОСААФ, в котором выражается озабоченность будущим аэроклуба. Как утверждают ветераны, один из лучших (в прошлом) авиационно-спортивных клубов страны находится на грани полного уничтожения.
«Техническая база клуба представляет собой печальное зрелище — два оставшихся самолёта Ан-2 и Як-52 находятся в нелётном состоянии и могут быть допущены к эксплуатации только после выполнения капитально-восстановительного ремонта. Квалифицированный лётно-технический состав уволен по сокращению штата, полностью расформировано парашютное звено аэроклуба и ликвидирована инфраструктура для проведения парашютно-десантной подготовки. Нынешнее руководство аэроклуба не планирует развития авиационно-спортивного направления деятельности и открытым текстом заявляет об этом. Такой же позиции, насколько нам известно, придерживается и руководство Регионального совета ДОСААФ», — говорится в письме ветеранов аэроклуба.
При этом руководство Регионального совета ДОСААФ заявляет, что планирует использовать лётное поле, взлётно-посадочную полосу и рулёжные дорожки по прямому назначению, а также собирается восстановить неисправную авиационную технику за счёт продажи с аукциона части неиспользуемой земли, принадлежащей аэроклубу «Полёт».
Возникшую ситуацию прокомментировал член Бюро Смоленского областного комитета КПРФ, депутат Смоленской областной думы Олег КОПЫЛ:
— Ко мне, как к депутату от КПРФ, обратились неравнодушные смоляне, которым больно и обидно наблюдать то, что происходит с бывшим аэродромом «Южный» и вообще с авиационным спортом в областном центре. Они считают, что в Смоленске авиационно-спортивный клуб «Полёт» ДОСААФ фактически перестал существовать. В этом легко можно убедиться, просто проехав по территории бывшего аэродрома «Южный», где раньше базировалась лётная техника АСК ДОСААФ, которая сейчас находится в ужасном полуразобранном нерабочем состоянии.
По мнению специалистов, руководство аэроклуба «Полёт» сделало всё, чтобы ничего не летало. При этом организация зарабатывала деньги, сдавая в аренду ангары под складские помещения и офисы, также взималась плата за пользование взлётно-посадочной полосой с тех, кто летал или занимался парашютным спортом. Причём несколько лет назад «взлётку» Росимущество отдало ДОСААФ в безвозмездное пользование.
К тому же многое упирается ещё и в земельную собственность аэроклуба «Полёт». Территория бывшего аэродрома была большой и «Полёт» арендовал там приличный участок. В 1990-е годы часть земли аэроклуба «Полёт» удалось из Росимущества перевести в муниципальную собственность. Сейчас эта земля принадлежит «Полёту». Обратившиеся ко мне граждане считают, что руководство хочет продать часть этого участка, чтобы получить живые деньги.
Вообще упадок нашего аэродрома начался давно, ещё в начале 1990-х. Так получилось, что тогда руководить «Южным» взялся человек, максимально далёкий не только от авиации, но и от техники. Однако при этом он очень хваткий: скупил все акции предприятия, стал главным акционером и поставил себя директором. А затем стал увольнять людей и продавать лётные машины.
Хотя до 2015 года в «Южном» стояли на стоянках 42 самолёта Ан-2 и шесть чехословацких Л-410. Всё это было продано, списано, порезано на металлолом или просто куда-то исчезло. Часть самолётов была передана в другие управления ДОСААФ, некоторые вообще каким-то образом испарились. Ремонтировать лётную технику некому — специалистов нет. Поэтому здесь несколько лет уже ничего не летает.
На фоне этого развала аэроклуба «Полёт» ДОСААФ в Смоленске появились люди, которые хотели летать и прыгать с парашютом. Два года назад эти энтузиасты объединились и создали свой аэроклуб «Линия горизонта». Работают по выходным. Желающих оказалось много, есть люди из других областей и даже граждане соседней Белоруссии. Конечно, много спортсменов — бывших и действующих.
И получилось, что теперь на аэродроме «Южный» частные полёты и прыжки парашютистов организует в основном аэроклуб «Линия горизонта». Только эта организация занимается работой с молодёжью, привлекая к авиационным знаниям, парашютно-спортивной и лётной учёбе подростков и юношей. А те, кто должен этим заниматься на государственном уровне и получает бюджетные субсидии, от этой работы фактически самоустранились.
При этом взлётно-посадочная полоса по-прежнему принадлежит Росимуществу, которое в прошлом году уведомило ДОСААФ о продлении аренды «взлётки», но уже на возмездной основе, то есть за деньги. Однако у ДОСААФ средств на это не было, и добровольное общество отказалось. В конце 2021 года межтерриториальным управлением Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях был проведён аукцион на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, включающий взлётно-посадочную полосу, лётное поле и рулёжные дорожки.
По итогам аукциона названные объекты, составляющие аэродрома «Смоленск-Южный», переданы в аренду на возмездной основе организации, зарегистрированной в Крыму, которая никакого отношения к Смоленщине и авиации не имеет.
Есть основания предположить, что данная площадка будет использована под застройку жилого массива, несмотря на то, что эта земля на сегодняшний день относится к зоне Т-2 (зона объектов транспортной инфраструктуры).
Между тем всем известно, что любой аэродром — стратегическая структура, принадлежащая государству. Самолёты могут быть частными, но сам аэродром должен быть только государственным. Так заведено во всём мире. А тут приходит какой-то деляга-мажор (бывший чиновник) и говорит, что теперь аэродром — наша частная собственность и мы здесь построим коттеджный посёлок и торговый центр.
Правда, потом, изучив ситуацию и предложения аэроклуба «Линия горизонта», фирма эта вроде бы заинтересовалась развитием авиации в регионе. Посмотрим, что будет дальше. Но всё равно, думается, что теперь в этом должны разбираться правоохранительные органы.
Ещё один серьёзный вопрос. Смоленский губернатор Островский и другие местные чиновники заявляют, что создание в нашем областном центре аэродрома нерентабельно. Но это не так. Ведь почему-то в других областях ЦФО аэродромы работают и самолёты летают.
Просто всё зависит, как всегда, от подхода к делу. Например, если не раздувать штат, как было раньше, то можно значительно сократить издержки. К тому же сейчас возможно небольшие гражданские аэропорты переводить в статус посадочных площадок.
Опыт малых зарубежных аэродромов и посадочных площадок говорит о том, что там обходятся минимальным числом штатных сотрудников, а остальных специалистов привлекают по мере необходимости. И это только один из возможных способов снижения затрат.
Но нашим бюрократам ничего не надо. Они остались в 1990-х. Им проще захватить, поделить и продать, чем организовать что-то новое. Поэтому и результат плачевный: в СССР было 1450 аэропортов и аэродромов, а сейчас осталось всего около 230, то есть меньше, чем в одном американском штате Аляска, где их 282.
Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды»
gazeta-pravda.ru