');
Проблема

Кому приглянулась «Леснуха»?

В марте прошлого года в Смоленской области сменилось руководство региона. Был отправлен в отставку губернатор Алексей Островский (ЛДПР). Его позорное губернаторство обернулось для Смоленщины системным кризисом во многих отраслях экономики.

Также при губернаторе-элдэпээровце сложилась очень непростая ситуация в смоленском образовании. Областная администрация губернатора Островского закрыла в регионе более 100 сельских школ и 17 профессиональных средних учебных заведений (училищ, техникумов и колледжей) с бесплатным обучением, которые готовили кадры для разных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Было ликвидировано несколько специализированных детских домов-интернатов с хорошей материально-технической базой и отличными педагогическими коллективами. Всё это объяснялось пресловутой «оптимизацией» и сопровождалось громкими скандалами.

Весной 2023 года временно исполняющим обязанности губернатора Смоленской области был назначен Василий Анохин, который ранее некоторое время работал заместителем губернатора Островского. В сентябре прошлого года после выборов Анохин стал полноценным руководителем региона. И вот недавно случился первый для нового губернатора серьёзный скандал в смоленском образовании. Такой же скандал, как и во времена бывшего главы области. Зачем губернатор Анохин решил пойти по стопам опозорившегося предшественника? Непонятно…

Но обо всём по порядку.

  «Леснуха»

В пригороде Смоленска расположен лесопарк Красный Бор, на его территории находится уникальное учебное заведение — санаторно-лесная школа, которую дети и их родители ласково называют «Леснуха». В следующем году она будет отмечать 80-летний юбилей. Создавалась лесная школа в победном 1945 году как детский дом, а потом была перепрофилирована на обучение детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в особом лечебном наблюдении.

Тогда здесь в основном поправляли своё здоровье дети, имеющие различные заболевания органов дыхания, а также с малыми и затухающими формами туберкулёза. Поэтому в школе налажен постоянный контакт со смоленскими фтизиатрами, которые и дают направления в это лечебно-учебное заведение.

К сожалению, таких детей на Смоленщине ещё достаточно много. Ведь по заболеваемости туберкулёзом регион занимает в Центральном федеральном округе одно из первых мест. По данным Роспотребнадзора, в прошлом году в регионе численность заражённых этой опасной болезнью выросла на 26,5%.

Именно поэтому санаторно-лесная школа находится в хвойном Красном Бору, сосны и ели которого обладают лечебным свойством: они выделяют в большом количестве фитонциды, благотворно действующие на органы дыхания. За эти годы лесную школу окончили тысячи воспитанников, которые вошли во взрослую жизнь здоровыми людьми.

Здесь есть своя котельная, медицинский блок, спальные корпуса, столовая, прачечная, баня с душевыми, спортивный зал, административный корпус и библиотека. Имеются разные учебные кабинеты: педагога-психолога, математики, литературы, географии, химии и биологии, компьютерный класс, а также физкультурный и музыкально-хореографический центры.

В школе много внимания уделяется физкультуре и спорту, занятиям на открытом хвойном воздухе. Спонсоры сделали в школе отличный тренажёрный зал с современным спортивным оборудованием, где детишки занимаются с огромным удовольствием. Целебный воздух, двигательная активность и хорошее питание — основа оздоровительной системы в этом необычном лечебно-учебном заведении.

И хотя почти все постройки в школьном комплексе деревянные, но в них хорошо работает система отопления, поставлены пластиковые окна. Конечно, неплохо было бы возвести здесь современные здания. И в конце «перестройки» стали делать один большой кирпичный корпус, но так и не закончили — начались «лихие 90-е» и было уже не до строительства.

В общем, хотя красноборская санаторно-лесная школа имеет проблемы, связанные с недостаточным финансированием, но она работает и приносит неоспоримую пользу.

  Тучи над школой

Однако некоторое время назад, ещё при губернаторе Островском, над школой неожиданно стали сгущаться тучи. Дважды — в 2016 и 2019 годах — это лечебно-учебное заведение хотели закрыть чиновники департамента по образованию областной администрации. И, думается, что это делалось не без участия губернатора, который, как известно, подписывает окончательные документы о ликвидации.

Трудно сказать, из-за чего чинуши губернатора Островского (и он сам) так невзлюбили красноборскую лесную школу и её обитателей. Тогда чиновники демагогически объясняли своё маниакальное желание ликвидировать школу интересами детей, которые якобы живут в непотребных условиях в старых ветхих постройках. Иезуитская логика из серии: давайте убьём пациента и он больше не будет болеть. Понятно, что в такое квазиобъяснение тогда никто не поверил: против закрытия «леснухи» выступили преподаватели, дети и их родители. В итоге совместными усилиями в 2019 году лесную школу отстояли.

Удивительно и странно, что чиновники тогда не создали ликвидационную комиссию, которая бы приняла решение на основе обследования школы. И именно тогда у граждан возникли какие-то смутные сомнения в публичных причинах уничтожения лесной школы: возможно, что территорию школы присмотрел для бизнеса какой-то хитренький «богатенький Буратино» — ведь это 5 гектаров земли в прекрасном сосновом лесу с уже готовой инфраструктурой и коммуникациями. Мол, только строй «элитные» коттеджики, продавай их и стриги «бабло».

…Прошло пять спокойных лет. За это время сменился руководитель региона и многие (но не все) чинуши в образовании, сменились директор лесной школы, ученики и их родители. Но у кого-то снова появился уже описанный ранее какой-то подозрительный реформаторский зуд.

Недавно, 19 августа, в лесной школе произошёл местный как бы путч. В тот день состоялось общее собрание трудового коллектива, на котором директриса этого учебно-лечебного заведения объявила о решении ликвидировать лесную школу. Причём, судя по протоколу собрания, без объяснения каких-либо причин. Работникам было просто предложено проголосовать по поводу ликвидации. В итоге из 39 человек, присутствовавших на собрании, 34 высказались против закрытия.

При этом никакой комиссии, как и в прошлые разы, создано не было. Обследование состояния школы тоже не проводилось. Явный произвол и, вполне возможно, в чьих-то корыстных интересах.

  О директорах-похоронщиках

Тут надо сделать небольшое отступление о тактике образовательных чинуш в таких историях и о роли засланного директора-похоронщика. Дело в том, что чиновники от образования давно придумали особую тактику при ликвидации различных детских домов или специализированных школ-интернатов.

Когда надо уничтожить то или иное учебное заведение, то обычно в него направляют директора-похоронщика, который действует как самый настоящий диверсант внутри организации. Например, он специально отказывает в приёме новым детям, то есть искусственно занижает число школьников, которые здесь обучаются. Делается это для того, чтобы потом гордо заявить, что, мол, смотрите сами: детей слишком мало на такой большой трудовой коллектив. И поэтому организацию (детский дом, интернат, спецшколу и т.д.) нужно «оптимизировать», то есть закрыть.

В частности, такой способ был применён при ликвидации Кардымовского детского дома. В качестве директрисы-похоронщицы выступила известная в тех местах дама — председатель местного районного Совета депутатов, видный член «Единой России». Кстати, в прошлом году весь имущественный комплекс этого детского дома был выставлен на торги.

Нечто подобное нынче происходит и в красноборской санаторно-лесной школе: злонамеренно снижено число учащихся и набор новых детей прекращён.

  Возмутительная перспектива

Итак, после того как о закрытии лесной школы было сообщено преподавателям, вскоре об этом решении узнали и родители детей. Более того, их известили о том, что посреди учебного года дети будут переведены в похожую санаторную школу в посёлке Шумячи на границе с Брянской областью, в 150 километрах от Смоленска.

Естественно, такая перспектива родителей возмутила. Они молчать не стали и не только начали писать гневные комментарии в соцсетях, но и опубликовали два коллективных обращения против ликвидации «леснухи».

Вот только несколько цитат из родительских сообщений и писем в соцсетях.

«Никаких объективных причин для закрытия или переноса школы нет. Здания в рабочем состоянии, котельная даёт тепло, столовая работает, отходы вывозятся. Вода, свет и интернет есть. Дети спокойно учатся и оздоравливаются. Пусть здания старые, но кто мешает их отремонтировать? Или построить рядом новые корпуса? Но, по слухам, на школьную территорию (5 гектаров земли и все коммуникации) позарился какой-то смоленский чиновник или бизнесмен. Если это так, то тогда не нужно прикрываться интересами детей».

«Лесную школу можно реконструировать. В ней уже есть все ресурсы, есть штат хороших учителей, и дети туда охотно идут. Шумячская школа очень далеко. К тому же 150 км преодолевать для родителей и детей накладно. В красноборской школе дети на выходные домой без затрат средств и времени приезжают. Если, например, ребёнок заболел, то я могу быстро его забрать. А как быть, когда он от меня на таком расстоянии?»

«Санаторная школа в посёлке Шумячи располагается на границе с Брянской областью, где введён режим контртеррористической операции (КТО) из-за нападений украинских боевиков. И мы не хотим подвергать своих больных детей ещё и такой опасности. Чиновники, опомнитесь! Остановите процесс ликвидации лесной школы!»

«Финансирование школы продлится только до декабря месяца, потом школу могут закрыть. Чиновники дали ясно понять, что можете детей переводить в Шумячскую школу, которая далеко. Явно кому-то очень понравился этот участок, и он имеет планы на него».

«Я учился в санаторно-лесной школе в 1978—1981 годах. Это самая лучшая школа. Также я был и в Шумячах, в 1982 году там оканчивал 8-й класс. Могу сказать, что в Шумячах совсем не то».

«Весной этого года губернатор Василий Анохин был в нашей школе, разговаривал с детьми, обещал им улучшить условия проживания… На деле выходит, что эти условия в Шумячском районе, куда нужно ехать 3 часа на автобусе, а потом ещё на такси! Не хотят родители отпускать детей так далеко, чтобы видеться с ними только на каникулах! И тубинфицированные дети останутся дома, а риск для них заболеть туберкулёзом возрастёт! Видимо, это не интересует чиновников».

«В нашей школе обучаются детки с различными лёгочными заболеваниями, со слабым здоровьем и иммунитетом. Большая часть детей не просто посещают учебное заведение, но и проживают в нём по оздоровительному режиму. Территориальное расположение школы удобно для посещения детей родителями и законными представителями.

При закрытии данной школы наши дети будут вынуждены посещать учебное заведение, которое находится за 150 км от города, в посёлке Шумячи. В связи с большим расстоянием от города не каждый родитель сможет посещать своих детей, что нанесёт психологический, а может, и физический вред здоровью наших детей», — говорится в коллективном обращении родителей, которое опубликовано в интернете.

  Гильотина — средство от перхоти?

Ответ смоленских областных чиновников от образования на эти возмущённые реплики и письма просто поражает каким-то ослиным упрямством и циничным враньём: «Реорганизация Красноборской школы проводится исключительно в интересах детей. Основная причина переезда из помещений в Красном Бору — их состояние. Деревянные старые здания учреждения, её изношенная материальная база не позволяют проводить оздоровление детей, обеспечивать уровень образования, соответствующий современным требованиям».

Кстати, то же самое отвечали чинуши людям и при губернаторе Островском. По мнению чиновников нового губернатора, чтобы спасти школу, надо её уничтожить, ибо лучшее средство от перхоти — это гильотина? Демагогия чистой воды. И, судя по всему, забота о детях тут совсем ни при чём.

Между тем неподалёку (около 1,5—2 км) от красноборской санаторно-лесной школы в том же сосновом лесу находится немного недостроенный, но такой же оздоровительный и круглогодичный детский лагерь «Орлёнок». Там такая же инфраструктура, как и в лесной школе, но только новая. При этом лагерь пустует уже 14 лет! Это один из самых древних смоленских долгостроев. На недавнем совещании в августе чиновники пообещали, что «Орлёнок» будет введён в эксплуатацию «до конца текущего года». Почему бы туда не переместить лесную школу, а не возить болеющих детей за 150 километров?

Переселение лесной школы в пустующий «Орлёнок» стало бы прекрасной компромиссной возможностью прекратить этот конфликт: дети будут учиться и лечиться в хороших условиях, находиться будут почти в том же месте, дополнительно строить ничего не надо, родители и учителя успокоятся, а участок с коммуникациями в престижном лесу освободится. Всем хорошо и все довольны.

Однако по непонятным причинам такое очевидное решение не приходит в головы чиновников. Почему?

Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды»

gazeta-pravda.ru

Популярные новости

Лента новостей

Вверх
');