Друзья, как Вы знаете, недавно я обратился в адрес Департамента по культуре Смоленской области с вопросом о мерах, предпринимаемых по защите крупнейшего в Европе курганного комплекса Эпохи викингов. Последнее время к нему приковано большое внимание активистов из-за угрозы застройки его территории.
Весьма показательно, что ответ на мой депутатский запрос, был дан с нарушениями сроков. Однако, я не стал придавать этому большого значения, настроившись, что ответ будет обстоятельным и очень подробным, в нем будут даны ответы на все поставленные мною вопросы. Каково же было мое удивление, когда вместо желаемого «увесистого» документа, я обнаружил банальную отписку. Каков основной смысл?
Чтобы не допустить в дальнейшем незаконных работ в Гнездово, представители Администрации Смоленской области за полтора года «провели ряд совещаний», результатом которых стал «ряд протокольных поручений» (полный список которых в ответе так и не был представлен). Венцом сих мероприятий стало проведение с местным населением «тематических собраний», где им было объяснено, что проводить строительный работы на таком памятнике большой грех.
Отмечу, что у меня нет никаких претензий к работникам музея-заповедника «Гнездово», эти ребята делают все возможное и пытаются сохранять порядок в меру своих сил. А что наша областная Администрация? Из письма вытекает неизвестный широкой публике факт — территория комплекса до сих пор неразграничена! Работы ведутся до сих пор и «в рамках предусмотренного финансирования», что означает, что денег дают настолько мало, что неизвестно, в каком году закончится это межевание. Как Вы думаете, может ли это являться главной причиной того, что какие-нибудь заинтересанты пользуются сейчас этой ситуацией в своих корыстных интересах? В моем запросе был обозначен ряд территорий (с координатами) статус которых вызывал у меня опасения, примечательно, что в ответе ни один из указанных участков так и не был упомянут. Почему? Вместо этого, нам, почему-то, сообщают, что удалось решить вопрос мусорных свалок путем установки дополнительных мусорных контейнеров.
Что до включения Гнездово в объект ЮНЕСКО, то этот вопрос «прорабатывается», что в наших реалиях означает — заброшен в дальний угол, так как на подготовительные мероприятия требуются «баснословные» деньги — 10 миллионов рублей. Видимо, в области все настолько плохо, что эту сумму указывают, как причину, по которой воплотить идею в жизнь не представится возможным.
В общем, вопрос по спасению сокровищницы мировой истории остается открытым.
А. Шапошников
Депутат Смоленской областной Думы