Прошло уже больше года с момента подведения итогов выборов депутатов Госдумы. На Смоленщине избирательная кампания запомнилась многочисленными нарушениями, самое яркое из которых – тотальная фальсификация результатов голосования. Главные кураторы сих нечистоплотных действий в лице И. Кротовой и Н. Алашеева покинули нашу область по резко возникшим «семейным обстоятельствам». Зато В. Соваренко, занимавший на тот момент должность председателя областной избирательной комиссии, пошел на повышение и переместился в кресло Главы города Смоленска.
За какие заслуги, спросите вы? По мнению многих, именно благодаря усилиям Владимира Александровича и ряду других его коллег удалось «безболезненно» прикрыть все безобразия, творившиеся в день голосования, а также отфутболить жалобы, к которым заявители прилагали копии протоколов, выданные им на избирательных участках, цифры в которых очень разнились с теми, что вводились в систему ГАС «Выборы».
Что бы сделал порядочный руководитель, будь он на месте В. Соваренко? Как минимум, он организовал бы соответствующую проверку, поручил бы опросить наблюдателей с этих участков и тех членов участковых избирательных комиссий, которые занимались оформлением и выдачей протоколов. Тем более, что по закону у избирательной комиссии Смоленской области было на это 5 дней. А как максимум – направить соответствующее заявление в правоохранительные органы с целью провести компетентную проверку. Ничего из вышеперечисленного областной избирательной комиссией сделано не было.
Более того, 20 сентября 2016 года заседание избирательной комиссии Смоленской области, на котором рассматривались жалобы о фальсификациях, больше напоминало цирк. Все доводы заявителей и предоставленные ими факты отфутболивались на раз. Чего только стоит реплика (аудиозапись имеется у редакции) нынешнего председателя, а тогда еще просто члена облизбиркома О.Жуковой: «Уважаемые коллеги, у нас очередная ситуация, когда определенные представители партий в очередной раз злоупотребляют своим правом на обращение в комиссию, представляя жалобы за час до заседания комиссии, представляя непонятно какие документы, при этом на заседании призывают комиссию проводить какие-либо проверки, заставляя комиссию искать какие-то доказательства. Это очередное злоупотребление». Что тут остается добавить….. Если орган, отвечающий за чистоту избирательных процессов, отказывается рассмотреть по существу жалобы, провести данные ему по праву проверки, то возникает вопрос: на кого он работает? По всей видимости – на ту партию, которой незаконно и приписали сотни голосов избирателей.
За год, прошедший после столь масштабных фальсификаций, произошло много событий. О громком скандале в нашей области не единожды писали федеральные и местные СМИ. Целую серию публикаций выпустила «Новая газета». При председателе ЦИК Э.А. Памфиловой была создана рабочая группа. Следственное управление СК РФ по городу Смоленску провело множество проверок по фактам нарушения выборного законодательства, в ходе которых ряд членов участковых избирательных комиссий заявили следователям, что в представленных им официальных протоколах, данные с которых и вводились в систему ГАС «Выборы», стоят не их подписи. В настоящий момент проводится почерковедческая экспертиза и есть надежда, что по ее результатам уголовные дела все-таки будут заведены.
А что же Владимир Александрович? У него все хорошо. Отработав на «ура» выборы в Государственную Думу, экс-председатель смоленского облизбиркома, ведомый Господом Богом (как он сам выражается), отправился подымать город Смоленск. А то, что нет соответствующих навыков и знаний, – это не беда. От него они и не требуются. Главное, вовремя смотреть в рот вышестоящему руководству и давать результат на выборах. Или выполнять другие деликатные поручения. А там хоть трава не расти.
П. Антонов