А как у нас становилась энергетическая отрасль на Смоленщине?
22 декабря отмечается День энергетика, праздник, учрежденный указом президиума Верховного совета СССР от 23 мая 1966 года – в память о дне принятия Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). В связи с этим нельзя не вспомнить знаменитые слова Владимира Ленина: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Давайте узнаем, как развивалась отрасль энергетики на Смоленшине.
До ГОЭЛРО
Развитие энергетики на смоленских землях началось ещё до появления плана. 16 октября 1901 года состоялось пробное, а 17 октября – успешное включение Смоленской электростанции, положившей начало формированию смоленской энергосистемы.
Вызывает интерес и то, что столь раннее развитие энергетики произошло в одной из самых отсталых в промышленном отношении губерний! К началу XX века удельная доля промышленности на Смоленщине была ничтожной! В этот период наиболее крупным предприятием губернии являлась Ярцевская прядильно-ткацкая фабрика. В самом Смоленске существовали около 40 предприятий (не считая типографий), а остальные горожане занимались ремеслом, огородничеством и мелкой торговлей. Самыми крупными из них были две махорочные фабрики, катушечная фабрика Гергарди, два известковых, три изразцовых, четыре свечных, семь кожевенных и одиннадцать кирпичных заводов. Электроустановки, приводившиеся в действие паровыми машинами и использовавшиеся исключительно для освещения, существовали только на изразцовом заводе Будникова, у купца Хлудова на Ярцевской фабрике, на Смоленском пивоваренном заводе Ефременкова и на фабрике англичанина Гергарди.
Как можно догадаться, из-за географического положения потребность в энергоснабжении региона исходила из-за транспортных, а не промышленных проблем. В конце 1898 года городские власти объявили о намерении построить в Смоленске «сеть уличных железных дорог с электрической тягой для перевозки пассажиров и грузов –подвижным составом и всеми необходимыми принадлежностями, а также электрическую станцию для освещения улиц, казенных, общественных и частных зданий, снабжения двигательною силой и разных других целей» . На роль подрядчика вызвалась немецкая фирма «Шукерт и компаньоны» и отечественная компания «Унион» (Рига). Как ,опять же, не трудно было догадаться, по итогам конкурса выграл «Унион» (этому решению послужили дешевизна и более совершенные технические данные).
Работы по строительству электростанции (о которой мы упоянули выше) начались в июле 1900-го и были завершены к осени 1901 года. Электростанция состояла из одноэтажного здания котельного отделения с 30-метровой кирпичной дымоходной трубой и машинного отделения, занимавшего двухэтажное кирпичное здание, в пристройке к которому располагались 276-элементные аккумуляторные батареи, служившие для стабилизации напряжения и выравнивания нагрузки. Построенная электростанция была маломощной: ее оборудование состояло из паровых машин мощностью 190 и 260 лошадиных сил и генераторов постоянного тока на 460 и 700 вольт, общей мощностью 300 кВт. Электростанция выдавала в сеть напряжение 500–550 вольт по трехпроводной схеме, в которую дуговые лампы включались на напряжение 500 вольт, а лампы накаливания – на напряжение 250 вольт.
В советское время
В годы революции и гражданской войны станция не только была рабочей, но и увеличивала свою мощность. Это стало возможным благодаря установке динамо-машин на двух лесопильных заводах и городском водопроводе. Вплоть до 1926 года станция только совершенствовалась. В дальнейшем, из-за невозможности расширения, пришлось строить новую электростанцию.
К сожалению, из-за Великой Отечественной войны, в первые дни битвы, оборудование было демонтировано, а здание было разрушено фашитсами при отступлении.
Источник: группа «Туристический Смоленск»