Венецианскую комиссию Совета Европы считают авторитетным международным экспертно-консультационным органом по конституционному праву. Она заявила, что изменения, внесенные в июле 2020 года в российскую Конституцию, «выходят далеко за рамки того, что уместно в соответствии с принципом разделения властей даже при президентских режимах».
О том, что Россия — суперпрезидентская республика, где полномочия главы государства выше, чем обычно бывает в государствах с президентской формой правления, многие заявляли начиная с декабря 1993 года, когда была принята новая Конституция. Но теперь, после заключения Венецианской комиссии, Россию можно называть ультрапрезидентской республикой.
Год назад в Совет Европы обратилась большая группа ученых и политиков с обращением, в котором говорилось о том, что преподносится обществу как конституционная реформа, на практике еще больше отдаляет Россию от воплощения принципов демократического федеративного правового государства. Что предложенные поправки к Конституции усиливают и без того мощную и недемократичную вертикаль власти; снижают гарантии прав человека; ослабляют независимость судебной системы; еще более централизуют государственное управление в ущерб субъектам Российской Федерации и значительно сужают автономию местного самоуправления. И что поправки направлены не на улучшение функционирования политической системы России, а на обеспечение дальнейшего пребывания у власти нынешних политических элит и на недопущение перспективы развития демократических и правовых институтов. А самое главное — поправки включают в себя обнуление срока президентских полномочий действующего главы государства, позволяя ему вновь избираться на два шестилетних срока после более чем 20-летнего пребывания у власти. «Этим будет попран фундаментальный принцип демократического государства: сменяемость власти», — говорилось в обращении.
Обращение было направлено для экспертизы в Венецианскую комиссию, чья задача — анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права. 19 марта было принято заключение комиссии, обнародованное 23 марта и крайне неприятное для российских властей.
Комиссия констатировала, что выявила «ряд серьезных недостатков в Конституции и процедуре ее принятия», к примеру скорость подготовки таких широкомасштабных поправок «явно не соответствовала глубине поправок, учитывая их влияние на общество».
И, что самое главное, анализируя существо поправок, Венецианская комиссия пришла к выводу, что они «непропорционально укрепили позицию Президента Российской Федерации и устранили некоторые системы сдержек и противовесов, изначально предусмотренных Конституцией». Если конкретно, то:
исключение из ограничения сроков текущего и предыдущих президентов «противоречит самой логике принятой поправки ограничивающего полномочия президента двумя сроками»;
необычно широкий объем иммунитета в сочетании с правилами импичмента, которые очень затрудняют увольнение президента, вызывают серьезные опасения в отношении ответственности президента;
президент получил дополнительные полномочия за счет председателя правительства;
увеличение числа сенаторов, назначаемых президентом, может дать последним дополнительные рычаги воздействия, тем самым вызывая сомнения в том, будет ли Совет Федерации достаточно независимым от исполнительной власти, чтобы иметь возможность выполнять функции контроля, возложенные на него Конституцией.
«включение положений, касающихся русской нации, создает противоречие с многоэтническим характером Российской Федерации».
право президента инициировать увольнение председателей высших судов, а также председателей, вице-президентов и судей кассационных и апелляционных судов по весьма неопределенным основаниям «затрагивают ключевой элемент судебной независимости» и «представляют опасность для верховенства закона в Российской Федерации».
По информации, заключение комиссии будет «на более позднем этапе дополнено окончательным заключением, в котором также будут учтены основные законодательные акты по реализации».
Конечно, ничего удивительного в данном заключении комиссии нет, в России оппозиционные политики и эксперты говорят и пишут об этом еще с момента появления поправок. Но несмотря на все возмущения 2 июля 2020 года россияне проснулись уже в совсем другой республике.