В текущем году Смоленщина фактически отдыхает от крупномасштабных выборов (те, что проходят в местных поселениях, не в счёт), однако вести речь о политическом затишье не приходится. В ситуации, когда областная администрация во главе с губернатором Островским блокировала коммунистам доступ к местным средствам массовой информации, деятельность СМИ стала носить однобокий, ангажированный характер. Взятые на бюджетное обеспечение, они в одночасье потеряли свою независимость от власти, а губернатор обрёл монополию и право на предоставление эфира и газетной площади. Он теперь решает, кого допустить, а кого – нет. Вследствие сложившейся ситуации в информационном пространстве ныне доминируют ЛДПР и «Единая Россия». Они, по сути, уже начали избирательную кампанию-2023. О каждом позитивчике этих партий общественность узнаёт из телевизора, карманных газет и журналов. Мало-мальски положительный момент в течение суток неоднократно транслируется в новостных блоках или освещается на лояльных сайтах в интернете. А нелицеприятных материалов с некоторых пор даже в позиционирующих себя независимыми СМИ не просматривается. Не иначе, этим тоже что-то перепало с барского стола.
Было время, когда тот же «Злой смолянин» повествовал о многочисленных просчётах и провалах областной власти, а ныне у него более важные темы – создавать негативный фон коммунистам. Первопричина агрессии, на мой взгляд, – конфликтная ситуация члена КПРФ и депутата Смоленской областной Думы А. Павлова с бывшими партнёрами по бизнесу. Неудовлетворённые судебными решениями в пользу Алексея Григорьевича, эти комбинаторы за последние два года предприняли многочисленные атаки с целью добиться своего и вернуть утраченные позиции.
Можно представить, какие огромные деньги «правдоискатели» вложили в кампанию по дискредитации Павлова, если только популярное федеральное издание «Аргументы недели» (электронная версия) произвело целую серию компрометирующих залпов в адрес коммуниста. Каждый информационный выстрел сопровождался требованием к надзирающим и правоохранительным органам отреагировать и принять к Павлову «надлежащие меры», вплоть до уголовного преследования. Реагировали, проверяли, расследовали, но криминала не обнаружили, после чего и заявители, и нанятая ими электронная газета заходили с другой стороны, но с теми же избитыми фактами и претензиями.
Когда дело застопорилось, в атаку бросили засадный полк в лице смоленского телеграм-канала «Злой смолянин» (Александр Асадчий). Тот для начала ретранслировал, и не по одному разу, все обвинения «Аргументов недели». Не помогло. В итоге необъявленная война противоборствующих сторон приобрела затяжной характер, а блогер удосужился собрать весь мох, и не только с ближайшего болота. Но отрабатывая, видимо, аппетитный заказ, не рассчитал границ дозволенного и пересёк охранный рубеж, за которым журналистская этика переходит в клевету и хамство. В результате нарвался на судебный иск и заведённое на него уголовное дело. Только вот судебный процесс – не гоночный «Болид», быстро не едет. Но рано или поздно Фемида всё же примет правильное решение.
О нечистоплотности оппонентов Павлова наглядно свидетельствует и тот факт, что руководству обкома предлагалась взятка в размере 6 млн. рублей за исключение Алексея Григорьевича из рядов партии. Не мытьём, так катаньем…
Случайно или нет, но после неудавшегося подкупа на том же «Злом смолянине» участились случаи появления сомнительной критики руководства Смоленского обкома КПРФ. Особенно активно упомянутый телеграм-канал включился в кампанию смещения первого секретаря Кузнецова В.В. весной-летом текущего года, приняв сторону региональной власти, которую ранее не жаловал. В размещённых на «Злом смолянине» постах сквозила неприкрытая заинтересованность в замене руководства обкома новыми кадрами. Следом приводился список вероятных кандидатов на место лидера смоленских коммунистов.
Не берусь судить, по какой причине блогер и журналист А. Асадчий оказался в стане ниспровергателей руководителей областного отделения КПРФ, но уж точно не по идейным соображениям. Возможно, мотивом стал бизнес и ничего личного. Как-то случилось, что он занял сторону губернатора, двух десногорских проходимцев, исключённых из партии, и «независимых» судей, содействующих своими решениями признанию неправомочности региональной отчётно-выборной конференции в феврале 2021 года.
Несмотря на все старания заинтересованных лиц, намеченная операция сорвалась. Но сами попытки дискредитации секретарей обкома не прекратились, для чего Асадчий не так давно воспользовался одним из своих излюбленных способов: опросом читателей на заданную тему. На этот раз во главу угла ставился вопрос полезности депутатов Смоленской областной Думы.
Пользователям интернета хорошо известна анатомия такого рода анкетирования, когда с помощью определённых компьютерных программ можно создать бесспорных лидеров и, наоборот, аутсайдеров. Кроме того, подавляющее большинство подписанных на «Злого смолянина» не имеют ни малейшего понятия не только о работе региональных и прочих депутатов, но и не знают их самих, потому как далеки от политической и общественной жизни. Они и ведать не ведают, какие законы принимаются региональным заксобранием. А самое главное – эти респонденты не в теме, кто был инициатором так называемых антинародных законов, кто их поддержал, не приходя в сознание, а кто принципиально и последовательно выступал против.
На мой взгляд, именно эти критерии являются основными показателями полезности или, наоборот, бесполезности депутатов наряду с их активностью на комитетах, сессиях, а также в реализации наказов избирателей. Откуда подписчикам телеграм-канала «ЗС» знать о подробностях и нюансах деятельности каждого законотворца? Тем не менее, по итогам опроса в число активных народных избранников попали люди, которые ни разу не выступили на сессиях, а то и комитетах. Тот же Быков из «ЕР» или Лебедев из «СР». А во фракции КПРФ гиперпассивные Орлова и Живица (исключая елейное выступление в минувшем декабре в защиту бюджета-2022, которое ему, по нашим сведениям, написали ребята из профильного департамента) якобы обошли председателя комитета А. Степченкова, хотя тот по своей активности и полезности даст фору лидерам из других партий.
Налицо примитивная заказуха со стороны людей, заинтересованных в «зачехлении» одних и выпячивании других. Однако несведущие читатели после ознакомления с очередным опросом на актуальную тему будут наивно полагать, что здесь всё честно, чисто и прозрачно.
Рискну их разочаровать. Сегодня, как никогда, российские СМИ поставлены на коммерческие рельсы. Желаешь быть незапятнанным – плати не только за то, чтобы о тебе хорошо писали, но и иногда – чтобы просто молчали.
В. КУЗНЕЦОВ,
г. Смоленск